Япония – наш сосед, демократическая страна, без преувеличения великая экономическая держава с низким уровнем безработицы (2,4 % по состоянию на сентябрь 2019 года). Это развитое государство с очень высоким уровнем жизни (19 место по индексу развития человеческого потенциала). Средняя продолжительность жизни у мужчин — 80 лет, у женщин — 86 лет. И этот показатель постепенно растёт. К 2025 году средняя продолжительность жизни японцев составит 93,7 года.
В Японии находится крупнейшие производители транспортных средств, электроники, станков, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов.
Какую же спецодежду носят рабочие в Японии?
Особенность японских рабочих
Мощнейшие индустриальные секторы экономики страны – автомобилестроение, судостроение, электроника и электротехника, робототехника и военная промышленность.
Иногда по новостным сюжетам и статьям в журналах может создаться впечатление, что здесь любой индустриальный аспект развития строится на высоких технологиях, а людей вытесняют роботы.
Япония одной из первых держав освоила коммерческое производство роботов, доведя долю количества действующих промышленных роботов до 45% от общего числа функционирующих в мире.
Но решающее значение имеет высокопроизводительная, превосходно обученная рабочая сила. Она является основой процветания страны.
Дисциплинированность, ответственность, старательность, стремление к расширению знаний, повышению квалификации, готовность поступиться личными интересами ради интересов дела. В сочетании с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки эти черты формируют уникальный тип японских работников.
Трудовые ресурсы составляют около половины населения страны.
Рабочая сила в Японии, млн человек.
СИЗ в стране восходящего солнца
Единые универсальные стандарты, которые заимствуются крупными корпорациями в разных странах, есть и здесь.
Рабочие на промышленных конвейерах по всему миру с каждым годом становятся все более похожими друг на друга, теряя национальную уникальность и самобытность.
Рабочие на конвейере в Японии, использующие универсальные СИЗ.
«Чистые комнаты» предприятия, выпускающего продукты питания.
Работники на постройке железнодорожных вагонов.
Японские металлурги за работой выглядят, как и их иностранные коллеги.
Но все же нация сохраняет особенные черты национального костюма в повседневной рабочей одежде.
Островок традиций
Своеобразная и непривычная для европейцев одежда используется строителями-высотниками.
В Японии работа строителем считается непрестижной, ее называют «работой 3K»: «кикэн» (опасной), «китанай» (грязной) и «китсуй» (требовательной). Строители-высотники применяют мешковатые рабочие брюки nikkapokka.
Считается, что такая форма рабочих брюк наиболее удобна для передвижения и маневров и совершенно идеально подходит для работы на строительных лесах у небоскребов. А само название — переиначенное на местный манер английское слово knickerbocker, то есть бриджи. Оксфордский словарь описывает этот предмет одежды, как «брюки, широкие в бедрах и узкие ниже колена». Плотная посадка на лодыжке не позволяет ткани цепляться за какое-либо оборудование.
Фотограф Мацуда Тадао сумел показать в этой спецодежде нечто уникальное, присущее только японским рабочим. За цикл снимков, посвященных спецодежде Японии, он получил престижную премию International Photography Award.
Четко передан стиль, позволяющий выделиться в толпе, отдать дань уважения предыдущим поколениям строителей, имеющий необычный фасон.
Строители, носящие nikkapokka, — это не только профессиональное сообщество, но и узкая когорта хранителей традиций национального костюма. Его не жалеют в носке, но прочность и удобство проверены временем.
Снятые на простом черном фоне, постановочные портреты Мацуды показывают реальных строителей после рабочего дня, позирующих в изношенной и забрызганной краской спецодежде. Выбранный стиль съемки позволяет проникнуть в мир повседневных тягот рабочего.
Все больше и больше мужчин в Японии также добавляют nikkapokka в свой гардероб, доказывая, что японцы могут превратить любой предмет одежды в модный must-have.
Почти всегда широченные брюки носят в паре с джикатаби (обувью на резиновой подошве с раздельным носком).
Таби
Напоминают вьетнамки с той лишь разницей, что представляют собой закрытую обувь.
Это обувь Дальнего Востока.
В эпоху Эдо, в XVII-XIX веке, таби из плетеной соломы буквально привязывались к солдатским кольчужным носкам с панцирями из железа.
Японцы находят их удобными. В жарком климате верх из плотной воздухопроницаемой ткани – несомненный плюс. Со временем ткань вытягивается, точно принимая форму ноги. У таби нет шнурков, но есть надежные крючки над пяткой.
Внешне необычная для нас обувь.
Она пользуется успехом у туристов, посещающих Японию.
Сила традиции позволяет этому типу обуви продолжать развитие, наращивая потенциал защитных свойств.
Появились непромокаемые и прочные таби-сапоги из прорезиненной ткани или имеющие полностью резиновый верх. Есть версии, комбинирующие мембранные ткани, композиты на основе полиуретана и ПВХ, многообразно предложение с современной застежкой велькро. Традиционная форма, имеющая современные свойства.
Фермерские кимоно
Не существует универсального японского наряда. В зависимости от того, в какой части Японии вы находитесь или какое время года на дворе, традиционный наряд меняется. Региональных мануфактур, выпускающих одежду с различными национальными мотивами, привязанную к разным эпохам, в Японии немало. Но есть одежда, которая в силу удобства и практичности распространена повсеместно и даже пришла из сельской местности в города.
Японские фермерские кимоно – тоже спецодежда и еще один носитель культурного кода. Традиционно ткани отделывались кустарно, в разных районах страны отличными друг от друга способами.
Сегодня материалы и уникальные техники востребованы вновь. Фольклорные мотивы в орнаменте исследуются, разбираются по процессам и воссоздаются.
Техника окрашивания тканей природными пигментами и сложная многоэтапная набивная печать очень схожи с окрашиванием джинсовой ткани. Не только в Японии, но и по всему миру небольшие предприятия энтузиастов воссоздают японские текстуры и принты.
Наблюдается и тяготение к эко-теме: натуральные волокна в разных тканях окрашиваются одним и тем же красителем по-разному, получаются неповторимые по волшебной палитре оттенки.
Восточные мотивы, ручная неповторимая отделка, сложность комбинирования приемов, эффект «старой школы» и винтажа обладают невероятной магией. Очень многое из перечисленного занимает умы дизайнеров, заимствуется и переосмысливается.
Индиго
Многое говорит о том, что Япония — страна джинсов. Большинство лучших фабрик джинсовой ткани находятся в Японии. Кто-то даже скажет, что, кроме японской джинсовой ткани, вся остальная джинсовая ткань на самом деле не стоит того, чтобы за нее платить.
К вашему сведению, большинство фабрик расположено в городе Кодзима, в регионе Окаяма. Все объясняется тем, что Япония имеет долгую историю с хлопком и краской индиго, как и Британия с шерстяными шотландскими тартанами, а Китай с шелком. На самом деле, начиная с середины XVIII века или даже раньше, можно найти образцы японских тканей, которые действительно выглядят, как деним. И пусть это немного деревенская и дешевая ткань, для кимоно и спецодежды она прочная и устойчивая.
Примерно в конце 70-х — начале 80-х годов крупные бренды, такие как Levi’s и Lee, сменили свои старые ткацкие станки на новейшие высокопроизводительные, пренебрегая тонкостями окраски и качеством. Рынок требовал, индустрия производила. И было много японских компаний, которые покупали старые машины и продолжали использовать их для получения собственного продукта, непростого и затейливого.
Япония – одна из последних стран, владеющих старинными швейными и ткацкими машинами, выпущенными до 1960-х годов, которые все еще находятся в рабочем состоянии.
Джинсовая ткань, изготовленная на старой машине Toyoda 30-х годов, по сравнению с современной джинсовой тканью, используемой всеми основными джинсовыми брендами, как багет, сделанный пекарем, в сравнении с купленным в супермаркете.
Кто-то не выдержал конкуренции, но те, кто сумел создать устойчивую модель, опирающуюся на спрос ценителей, на эксперимент в виртуозном ткачестве и окраске, процветают и сегодня.
Вы носили японские джинсы? Попробуйте найти и сопоставить с привычными.
Влияние на моду
Япония выделяется своей культурой рабочей одежды.
Несколько брендов копируют старинные предметы с таким вниманием к деталям, что это может граничить с безумием.
Для этого у японцев есть лучшая джинсовая ткань, лен, шамбре, фланель и редкие ручные технологии, а также безграничная креативность.
Несколько небольших брендов в Японии создают вселенную пересмотренной и перепроектированной остромодной рабочей одежды, которая смыкается с повседневной, аутдор и милитари.
Есть также хипстерский стиль, гранж, джинсы для байкеров, разнообразный косплей, связанные со стимпанком и фильмами тридцатых годов.
Эти компании создают вполне конкурентный продукт, способный заинтересовать людей на всех континентах.
Эклектичность легко позволяет комбинировать такую одежду в другими ее элементами.
В крупнейших мегаполисах мира есть сообщества людей, остро чувствующих моду. Японские веяния хорошо укладываются в копилку моды всех мировых культур.
Японское по происхождению в версиях современных дизайнеров с легкостью может проявиться в уличной моде Лос-Анжелеса, Санкт-Петербурга или Милана.
Глобализация или аутентичность?
Мы живем в стране, в которой существуют и свои народные промыслы, и богатая история выпуска текстиля, культивируются уникальные материалы. Лен, конопля, шерсть местных пород животных – ткани из этих натуральных волокон издавна производятся в России.
Существовали и даже сегодня не совсем забыты старые техники набивной печати, стоит только поискать. Ведь даже в спецодежду можно интегрировать свой культурный код, и она сможет отличаться необычностью.