Все чаще технологические новинки, появившиеся совсем недавно, быстро становятся доступными для практического применения. Беспилотные автомобили, автономные многозадачные коптеры, телекоммуникационная технология 5G с фантастическими возможностями все больше претендуют на свое место в повседневной жизни людей.
Об экзоскелетах, дающих выигрыш в силе и дополнительные способности с защитой человека от травм, мы писали неоднократно:
Гигиена труда и комплексная профилактика в фокусе выставки А+А
На днях канадская компания представила самый большой в мире экзоскелет PROSTHESIS – «протез», если перевести на русский язык. В переводе же с греческого «экзоскелет» – это внешний скелет. Механическая конструкция, которая восстанавливает утраченные или усиливает имеющиеся функции тела.
Идеологом и главным разработчиком проекта является Джонатан Типпетт, ведущий инженер, изобретатель современных протезов, пилот-энтузиаст; команда проекта – компания Furrion Exo-Bionics. На разработку кинематической схемы и поэтапную доработку необычной конструкции у создателя ушло 13 лет.
Многое приходилось искать буквально на ощупь, например, способ посадки в капсулу управления. Основной целью проекта было создание отзывчивой, стабильной и мощной экзо-бионической платформы, усиливающей движения человека-пилота.
PROSTHESIS задуман как спортивная машина, и для его работы требуется тренированный спортсмен. Компания окрестила этого исполина антироботом, потому что, согласно замыслу, здесь нет автоматики, и все управление осуществляется человеком-пилотом.
Пионером быть трудно, но на помощь приходят фантазия и вера в успех. Металлическое детище Типпетта зафиксировано в книге рекордов Гиннеса как самый большой экзоскелет в мире.
Автономный четвероногий механизм имеет высоту 4 м 20 см, ширину 5 м и длину 3 м. Ажурная металлоконструкция весит 3,5 тонны, и одно из направлений доработки прототипа – дальнейшее снижение веса за счет применения современных материалов.
В качестве моторов выбраны два электродвигателя общей мощностью 175 кВт, 225 л.с., которые питаются от кастомных литий-ионных аккумуляторов и приводят в движение гидроцилиндры, переставляющие ноги. Схема привода электрогидравлическая с тактильным откликом на действие органов управления.
Кажется, что движется он не быстрее обыкновенного жука: максимальная скорость до 30 км/ч, однако экзоскелет способен кантовать и передвигать предметы, неподъемные для человека.
Чтобы помочь собрать средства и продолжить развитие, компания запустила краудфандинг с некоторыми уникальными наградами. Небольшие пожертвования могут принести вам бейсболку, нашивку с логотипом или футболку, но за $2500 обещаны не только брендированные вещи, но и доступ к программе пилотирования первых экземпляров – мечта техно-гика.
Выглядит PROSTHESIS, как образец из популярных техноигр, эксплуатирующих идею механического симулятора, таких как «Механоиды» (MechWarrior). Это значит, что проекту гарантировано горячее внимание со стороны поклонников данного направления видеоигр.
На этапе, когда демонстрируется действующий образец, и можно вести речь о практическом развитии, к проекту подключилась большая команда спонсоров.
Типпетт в своих фантазиях и планах ушел далеко вперед. Он стремится к созданию абсолютно нового вида спорта – гонок на экзоскелетах. Стоить это будет явно немало, даже сравнивая с бюджетами «Формулы-1» (о средствах защиты для нее мы писали) но можно не сомневаться в популярности подобного шоу.
В сети появились видео, демонстрирующие возможности PROSTHESIS: движение по пересеченной местности, передвижение тяжестей (с упором и применением рычага).
Видео наглядно демонстрирует реальные супервозможности, которые могут развиваться и совершенствоваться еще больше.
Благодаря дополнительным рычагам-упорам («рукам») возможны разбор завалов при внезапно произошедших стихийных бедствиях, катастрофах и доставка подготовленных специалистов в недоступные для других видов транспорта точки планеты.
Неудивительно, что новая технология заинтересовала многих: от военных до постановщиков каскадерских шоу и режиссеров фантастических фильмов.