Есть темы, о которых довольно часто спрашивают наши читатели. Как поступать с непростым заказом, когда клиент хочет что-то особенное, не как у других? Что такое айдентика и чем она отличается от фирменного стиля в рабочей одежде? Что такое кастом? Кто и как делает спецодежду уникальной?
Мы подготовили небольшой обзор, в котором постарались дать некоторые ответы, проиллюстрировав их примерами.
Но для начала определимся с терминологией.
Что такое фирменный стиль?
Фирменный стиль – это единый набор компонентов, которые демонстрируют идентичность бренда или компании, формируют корпоративный имидж. Их можно увидеть, прочитать, услышать, осязать – то есть, непосредственно ощутить. Фирменный стиль также называют корпоративным или визуальным. Но иногда можно услышать и слово «айдентика».
Что это такое?
Айдентика пересекается и с фирменным стилем, и с брендингом, но имеет более широкую направленность.
Айдентика (в переводе с английского identity) – идентичность, индивидуальность. Иногда ее также называют brand id.
Айдентика – это набор визуальных и невизуальных элементов, которые позволяют клиентам определить характер бренда, сложить о нем первое впечатление. Именно эти элементы делают бренд узнаваемым (и предпочитаемым!). Айдентика отвечает за создание определенного образа компании и помогает ей выделиться, отграничить себя от конкурентов.
Теперь, думается, понятно, почему так важно продумать айдентику до мелочей.
Перейдем к другому интересующему нас вопросу. Как айдентика может быть реализована в рабочей одежде и средствах защиты?
Чтобы ответить на него, сразу приведем пример и рассмотрим работу агентства 3T Branding (г. Ханой, Вьетнам).
При разработке айдентики сети кофеен Posidon в фокусе внимания оказалась и спецодежда персонала.
Результатом должно стать решение, формирующее образ команды и способное позитивно влиять на корпоративный дух.
Понятию «айдентика» очень близко устойчивое выражение «корпоративная идентификация» (corporate identity) — внешний образ предприятия в глазах общественности, заказчиков и сотрудников, часть системы управления брендом как элементом культуры организации.
Корпоративный дизайн наряду с корпоративной философией, корпоративной культурой и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной идентичности.
Что такое «кастом»?
Это понятие, custom, часто встречается на западных сайтах. Как можно его определить? Говоря «кастом», мы обычно имеем в виду то, чего нет в регулярном каталоге товаров, то, что делается на заказ, дорабатывается, декорируется, модифицируется, улучшается путем добавления опций и функциональных возможностей.
Кастом (от англ. custom – сделанный на заказ) — это продукт, сделанный в ограниченном количестве экземпляров, под определенные потребности, под конкретного человека (или группу людей), на заказ.
Таким образом, кастомизация — это индивидуализация продукции, которая, как правило, достигается благодаря внесению в нее разного рода изменений, обычно конструкторских или дизайнерских. Это явление очень распространено, например, в автомобильной культуре США, но сегодня оно распространилось на многие другие группы товаров.
Нередко можно встретить «кастомную сварочную маску» (см. статью) или «кастомизированную коллекцию одежды» (о технологических решениях кастомизации Гетсиз.ру писал в статье).
Нередко благодаря кастомизации базового ассортимента спецодежды получается предложить заказчику удовлетворяющее его решение.
Услугу кастомизации сегодня оказывают многие бренды – от модных до спортивных. Это тренд, который играет важную роль на рынке.
Где это востребовано? Больше фото!
Кастомизация максимально используется в сфере услуг и быстрого питания, через которые она выплеснулась и на улицы городов – вспомните службы доставки.
На фото: айдентика, включающая спецодежду сборщика мебели.
Уникальный образ, запоминающиеся цвета – все это необходимо в условиях острой конкуренции. Многим кажется, что такие ходы подсмотрены за рубежом. Неважно! Мир становится глобальным, и тенденции перенимаются очень быстро — особенно, если они работают.
Фото: спецодежда японской доставочной сети Yamato transport.
Yamato transport — большая компания, работающая в странах Юго-восточной Азии и Тихоокеанского региона. Она имеет узнаваемую униформу с выразительной айдентикой.
В третьем десятилетии XXI века никого не удивит, если с особым заказом выступит угольный разрез, трубопрокатная компания, мусоросжигательный завод или птицеферма.
Образ любого предприятия может быть усилен современным инструментарием маркетинга. Выразительная айдентика служит целям узнаваемости, запоминаемости, вовлеченности и т. д.
И это хорошо! При всех сложностях (преодолимых!) такая тенденция говорит о растущей новой нише рынка, которая должна быть оценена его игроками и которую ждет еще большее развитие. Потенциал, несомненно, есть!
Кто разрабатывает айдентику?
В создании айдентики многое зависит от технического задания и объема партии. Скажем, вам нужно 50, 500 или 5000 изделий? В зависимости от ответа подход к выполнению заказа будет разным.
Кто занимается разработкой? Вариантов немного, но двух одинаковых проектов не получится никогда!
Это может быть опытный специалист вашей компании.
Это может быть проектная группа (временно созданная для выполнения проекта команда) из специалистов вашей компании. Основные навыки: дизайн, конструирование, технологическая проработка, понимание сроков и доступности ресурсов, а также, что немаловажно, – умение вести переговоры. Проект стоит разбить на этапы, результаты которых надо согласовывать с заказчиком и фиксировать факт их одобрения. Ведь убедить заказчика своим дизайном так, чтобы он сказал: «Да, это – то, что нужно!» – непростая задача.
Это может быть специалист-фрилансер.
Это может быть специализированная компания (профиль: реклама, айдентика, прототипирование, 3D-моделлинг), имеющая за плечами убедительный опыт. Найти ее можно методом проб и ошибок, по рекомендации, по релизам компаний, ведущих похожую деятельность на рынке.
Кто выполняет подобные проекты у конкурентов? Кто делает одежду для спортивных команд в вашем регионе? Ответы на эти вопросы помогут вам сориентироваться.
На фото: проект айдентики для клуба Miami Dolfins, дизайнер Dan Blessing, агентство Design Shark.
Это не спецодежда, а спортивная униформа. Но вопросы айдентики в обеих сферах решаются аналогичным образом.
Кто создает аватаров для компьютерных игр и 3D-реальности? Кто занимается историей и реконструкцией костюма? Ищите, узнавайте, расширяйте кругозор! Это – «насмотренные» люди, с острым чувством моды, стиля, актуальности.
Для успешного проекта очень большое значение имеет искусство презентации. Сколько вариантов айдентики делать? Как и кому подавать результаты? Насколько подробно презентовать идею? Как выделить плюсы и разобраться с минусами? Какие технологии презентаций использовать?
Как видите, вопросов немало, и ответов на них — тоже. Так, в некоторых случаях подойдет несложный схематический 2D-чертеж освоенной модели, в котором поменяли цвета ткани.
На фото: работа дизайнера Anass Barri для топливной компании Meer.
А в других ситуациях понадобится уже 3D-графика, возможно, в высоко реалистичной проработке, с вариантами, с показом в рабочих условиях и на моделях, точно соответствующих целевой группе (возрастной, национальной, гендерной), с учетом защитных свойств, особенностей сочетания с полным комплектом СИЗ, инструментом…
Помните, в каком обществе мы сегодня живем, какие новые вызовы стоят перед инноваторами! Необходимо расчетливое понимание, как упаковывать новый продукт, как его стирать, как ухаживать за ним, как потом утилизировать. Например, сегодня актуален вопрос, можно ли подвергнуть вещь переработке и повторному использованию. Даже если заказчик не ставил эту задачу в ТЗ, с большой долей вероятности он будет рад освещению подобных вопросов.
Есть и такое: дизайнерский портал Unblast предлагает для ознакомления удачные (и бесплатные!) варианты-заготовки дизайна (макеты-шаблоны, по-английски mockup), которые можно рассматривать как отправные точки, источники вдохновения для собственных разработок.
И, конечно же, надо понимать, на какой технологической базе будет выполняться заказ. Варианты мы немедленно рассмотрим!
1. Вариант решения: за основу берется продукция базового ассортимента.
Вышивка, тампопечать, шелкография, новые способы печати на ткани, термотрансфер, эмбоссинг, применение нашивок и шевронов – наиболее часто используемые и хорошо освоенные технологии кастомизации готовых изделий.
Плюсы: простота исполнения и несложный алгоритм согласования с заказчиком. Но такая элементарная технология ограничивает возможности создания уникального, сложного и неповторимого образа.
Стоит обратить внимание на иной «градус» креативности при создании композиций для кастомной отделки одежды сотрудников западных компаний.
Зачастую в дизайне участвуют не только логотип или фирменный знак, но и такие элементы, как слоган, крылатая фраза, наставление основателя бизнеса, росчерк подписи видного деятеля компании, знаки и отличительные эмблемы подразделений, сайт.
Кроме того, некоторые организации предлагают для кастомизации идею конструктора.
Например, испанская компания Ribermoda разработала следующий алгоритм.
Выделены элементы, которые можно варьировать по цвету и комбинированию тканей.
Предлагаются на выбор место и площадь для отделки, вышивки, печати.
Резюмируя, можно сказать, что возможности для удовлетворения запросов клиентов весьма широки.
2. Вариант решения: за основу берется продукция специализированного ассортимента.
Некоторые компании избирают нишевый тип сервиса: в случае необходимости изготовления заказа с особыми задачами (клиент хочет выделиться, получить что-то неординарное) они предлагают большим операторам спецодежды особую подборку вещей: футболки, поло, свитера, кофты, худи, на которые уже нанесен ненавязчивый орнамент или рисунок. Все эти предметы гардероба хорошо сочетаются по расцветке со стандартными типами спецодежды. На них можно быстро и недорого выполнить нашивку, напечатать фирменный знак или графику заказчика.
В качестве примера приведем компанию CMW (США) и подборку некоторых типов одежды (есть также огнестойкие варианты).
Компания предлагает выбор по несложному алгоритму, с возможностью выбора цветов, области печати и типа нанесения.
CMW успешна в поставках спецодежды на заказ для крупнейших мировых горнодобывающих и строительных компаний, таких как Rio Tinto, BHP, Leightons, Thiess&Kentz.
3. Вариант решения: разработка нового изделия на заказ «с нуля».
Хорошо известно: архитектор для строительства – дорогое удовольствие. Подобная аналогия актуальна и в кастомных заказах. Хотите домик – его построят, хотите архитектуру, от которой захватывает дух, – обращайтесь к специалистам.
Если клиент желает чего-то особенного, экстраординарного, особенно функционального и выразительного – нет пределов человеческому гению, все можно сделать. Только стоит понимать, что подобные проекты требуют высокой квалификации, они многоэтапны и стоить будут немало. Поэтому еще на старте необходимо достичь понимания с заказчиком, зафиксировать смету, определить этапы работы.
Для воплощения потребуется хороший, а возможно, и лучший «архитектор» – специалист по дизайну швейных изделий, понимающий особенности создания современной защитной одежды. Также это может быть агентство, дом моделей, рекламное агентство полного цикла.
Что здесь может помочь? Рекомендуем отслеживать передовые коллекции известных домов моды, которые нередко «смотрят в сторону рабочего класса», создают хитовые модели, определенно заимствующие идеи из мира спецодежды, и т. п.
Подобная работа на заказ впоследствии может быть обобщена и технологически оптимизирована, чтобы послужить основой для создания инновационных моделей регулярного ассортимента. Для компании, серьезно планирующей свое развитие, это мощный мотивирующий аргумент.
Вариант без номера: прагматичная расчетливость.
И вот всегда есть особые случаи. Можно сделать разработку айдентики, а что дальше? Кому в будущем достанется разработка?
Есть примеры дальновидного поведения.
Так, мексиканская компания Brisco, занимающаяся обеспечением СИЗ, в своем постоянном ассортименте держит типовую рабочую одежду топливозаправщиков PEMEX.
Petróleos Mexicanos (Pemex) – мексиканская государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания, основанная в 1938 году.
Сотрудничество Brisco и известного топливного бренда дает нам интересные примеры кастомизации.
Подборка отражает специфику заправочного бизнеса.
Надо? Приедут и купят. При таком подходе работает тезис: «Лучший товар тот, что есть на полке продавца».
Но есть и особые риски. Что если, например, сменятся владельцы компании-заказчика и придется поменять фирменный стиль? Но и с учетом рисков система работает вполне успешно!
Brisco даже включила в ассортимент спецодежду для всех ведущих топливозаправочных брендов, представленных в Мексике.
Масштабирование удачного опыта.
Посмотрите, взвесьте, переложите этот опыт для применения в других секторах рынка. Что, если?..
Рационально и взвешенно
На каждое непростое техническое задание можно найти свои приемы, грамотно выстроить последовательность действий, взвешенно подойти к временным, материальным и профессиональным ресурсам. Разумеется, потребуется взвесить все альтернативы, выбрать наиболее рациональный для исполнителя и заказчика вариант, все согласовать, закрепить договоренности. Нестандартное техническое задание – это особый проект, а значит, необходимо понимание основ проектного менеджмента.
Оговоримся: мы не даем оценок, не сравниваем подходы, просто приводим доступные примеры, как в атласе конструкций. Надеемся, что наш обзор будет полезным для вашей работы!