Запрет на въезд российских фур в страны Евросоюза, введенный 9 апреля, привел к подорожанию грузоперевозок из Европы в Россию в четыре-пять раз. Российские экспортеры и импортеры уже переплатили за доставку около 68 млрд руб. Если ситуация не изменится – в частности, европейским автопоездам по-прежнему будет разрешен въезд в Россию, – дополнительные издержки до конца года составят 265 млрд руб. Об этом говорится в проекте обращения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) к президенту Путину, пишет РБК.
Страны Евросоюза перестали пускать к себе грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России, в качестве ответной меры на спецоперацию на Украине. В пресс-службе Федеральной таможенной службы в апреле отмечали, что ограничения не распространялись на перевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также на доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Тем не менее работу на европейском направлении, по данным АСМАП, прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий с общим парком 45 тыс. автопоездов и штатной численностью более 70 тыс. человек.
Без конкуренции со стороны российских транспортных компаний положение европейских перевозчиков стало монопольным, они многократно подняли тарифы на услуги: если до апреля стоимость рейса одной фуры из Европы в Россию составляла 3,2 тыс. евро, то сейчас не ниже 12 тыс. евро, сказал РБК гендиректор АСМАП Андрей Курушин.
Рыночная ситуация не позволяет отечественным игрокам оперативно переориентировать автопоезда для перевозок по России или в другие страны, говорится в проекте обращения АСМАП. В результате подавляющее большинство транспортных компаний не могут осуществлять перевозки в прежних объемах. Поэтому возникли проблемы с выплатой зарплат, лизинговых платежей, уплатой налогов. Потери доходов российских международных автоперевозчиков на 1 июня превысили 9 млрд руб., подсчитали в АСМАП.
Чтобы выправить ситуацию, члены ассоциации предлагают запретить фурам из ЕС ездить в Россию – доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе. Дальнейшая задержка в принятии такого решения приведет многие предприятия автотранспортной отрасли к реальной угрозе банкротства, предупреждают они.
В середине апреля на совещании в Минтрансе было решено не запрещать въезд в Россию фур из Евросоюза в ответ на санкции ЕС в отношении российских автоперевозчиков. Это было связано с мнением крупного российского бизнеса. По мнению компаний, такой запрет может нарушить поставки важного оборудования, к примеру, хрупкая радиоэлектроника при перегрузке на границе может серьезно пострадать.