Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) снова пытается устроить осужденных на работу в «Ростех», пишет «Коммерсант». По данным издания, 23 января директор ФСИН Аркадий Гостев в письме главе «Ростеха» Сергею Чемезову предложил содействие осужденных в изготовлении и поставке продукции для нужд госкорпорации. «Ростех» в свою очередь направил письмо входящим в его периметр предприятиям на рассмотрение.
По сведениям источника «Коммерсанта» в «Ростехе», «возможности такого сотрудничества прорабатываются сразу по многим направлениям», однако речь не идет о непосредственной сборке ракет или самолетов. «Коллаборация» с ФСИН возможна на отдельных видах работ, не требующих высокой квалификации. Кроме того, исправительные учреждения могут выступить поставщиками, например, тары, спецодежды, «других видов нехитрой продукции», а еще «оказывать помощь в строительстве объектов».
Впервые о том, что «Ростех» намерен использовать труд осужденных по соглашению с ФСИН, стало известно в 2017 году. Позже сообщалось, что входящий в госкорпорацию «Уралвагонзавод» трудоустроит 250 осужденных, которые будут работать по ряду рабочих специальностей: сверловщик, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, электросварщик и т. д.
Вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью «России 24» два года назад говорил, что в стране находится 180 тыс. заключенных, которые потенциально могли бы работать на стройках.
Исходя из требований законодательства, использование труда заключенных сопряжено со значительными расходами на конвой и обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), говорит соучредитель a.t.Legal Николай Титов. Он отмечает, что в 2022 году приказом Минюста заключенных запретили привлекать к труду в учреждениях, где хранится или производится оружие. По мнению партнера Criminal Defense Fir Анна Голуб, инициатива ФСИН может быть успешным примером гуманизации уголовного закона, но при использовании труда заключенных придется учитывать слишком много факторов: место отбывания наказания, режим содержания и тяжесть совершенного преступления. При строительстве зданий и магистралей невозможно обеспечить полную изоляцию заключенного, полагает юрист. Кроме того, число конвоиров должно будет превосходить число заключенных для обеспечения безопасности. Все это труднореализуемо, резюмирует она.