Конец лета крупнейшие игроки российского рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ) отметили первым в новом сезоне обсуждением проблем отрасли. Конгресс производителей и потребителей СИЗ прошел в Москве 28-29 августа в рамках выставки «Мода – народу! От конструктивизма к дизайну».
Участие в мероприятии, организованном Минпромторгом, приняли компании «Энергоконтракт», «Восток-Сервис», «Техноавиа», «Текстайм», «Термопол», БТК, ЦНИИ швейной промышленности, Ассоциации СИЗ и др.
Одной из наиболее острых тем, поднятых на конгрессе, стало возможное изменение порядка обеспечения СИЗ. Концепция, которая сейчас активно обсуждается в Минтруде, подразумевает отмену типовых норм бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и СИЗ. Предполагается, что обеспечение средствами защиты будет осуществляться на основании оценки рисков, проведенной экспертной организацией. Участники конгресса считают, что подобные нововведения возможны только после проведения открытых слушаний и консультаций с профессиональным сообществом.
Еще один актуальный вопрос – импортозамещение. Как сообщил председатель совета директоров компании «Весь мир» – производителя утеплителей под брендом «Шелтер» Евгений Котов, логичным продолжением импортозамещения в области охраны труда станут конверсия и внедрение спецодежды и СИЗ на массовый розничный рынок. Спецодежда и одежда для активного отдыха, которая уже имеется в ассортименте крупных компаний, например, «Восток-Сервис», «Техноавиа», БТК, лучше и дешевле многих импортных образцов даже в спортивной одежде, считает Котов.
Представитель завода «Термопол», доказывая конкурентоспособность отечественной спец- и outdoor-одежды, выступил перед аудиторией в утепленном комплекте многофункционального использования «Тувалык». «Я намеренно переоделся в этот костюм, в котором комфортно и при +23, как сейчас в помещении, и при -15, как в осенней тувинской тайге», — заявил докладчик.
Создающиеся для легкой промышленности производственные кластеры, как, например, в Иванове по полиэфирным волокнам и крашению тканей, могут существенно увеличить доходы предприятий-производителей тканей и спецодежды. И целая система субподрядчиков также получит рабочие места и сможет зарабатывать деньги, полагает бизнесмен. Однако доведение спецодежды и СИЗ до розничного потребителя требует от игроков рынка иных подходов к продвижению.
Котов также отметил работу молодой команды Минпромторга, ищущей новые подходы и возможности развития рынка, в том числе с использованием индикативного метода управления промышленностью. При индикативном методе государство определяет вектор развития отрасли экономики, но не создает свои предприятия и не инвестирует в отрасль, а мотивирует предприятия, предоставляя средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и кредиты на покупку оборудования.
Персонализация, интеллектуальный текстиль и «умная спецодежда»
Эксперт Гетсиз.ру, член совета Ассоциации СИЗ Евгений Шувалов, анализируя данные Минпромторга, международных консалтинговых агентств и аналитиков, отметил, что, несмотря на абсолютный рост рынка СИЗ в денежном выражении, он, к сожалению, падает в натуральном. Рост обусловлен неоднократным повышением цен, входом новых продуктов, расширением услуг и пр.
Большой интерес присутствующих производителей и потребителей СИЗ вызвал представленный экспертом анализ новых тенденций на рынке спецодежды, особенно примеры персонализации СИЗ и тренды будущего: интеллектуальный текстиль и «умная» спецодежда. Что касается персонализации, речь шла о защитных корригирующих очках, изготавливаемых по показаниям зрения конкретного рабочего, спецобуви по индивидуальной колодке, берушам по форме слухового канала, рабочей одежде и обуви для женщин с учетом анатомических особенностей.
Еще более потрясающие вещи ждут нас в будущем: одежда из «умной» ткани с интегрированным в нее оптоволокном, микрочипами и транзисторами сама будет отслеживать состояние человека и показатели внешней среды, при необходимости включать подогрев и даже светиться в темноте, рассказал Шувалов.
Смарт-газоанализаторы и культура применения СИЗ
В продолжение темы трендов директор по продажам компании «Техноавиа» Сергей Потрашков рассказал о внедрении новых типов газоанализаторов с коммуникативными функциями. В случае, если человек некоторое время остается без движения, прибор самостоятельно подает сигнал тревоги оператору.
Обсуждалась на конгрессе и новая для отрасли тема культуры эксплуатации СИЗ. В рамках этого предложено рассмотреть вопрос о поставках средств по уходу за обувью, что, во-первых, продлит ее жизненный цикл и улучшит внешний вид, а, во-вторых, может усиливать некоторые защитные свойства (например, создавать влагостойкую пленку).
Вопросы к ФАС остались пока без ответа
Разочарованием для собравшихся стало новость о том, что на Конгрессе производителей и потребителей СИЗ не выступят представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Изначально планировалось, что в рамках мероприятия состоится пленарное заседание с участием ФАС «Актуальные вопросы проведения госзакупок спецодежды». У участников рынка накопилось много вопросов к ведомству, в частности, производители СИЗ и тканей хотели бы четко понимать принципы, на основе которых принимаются решения о вычеркивании требуемых потребителем технических характеристик изделия.
«Мы как производители высококачественных высокотехнологичных тканей откровенно не понимаем, как нам дальше действовать в нынешних условиях. Как правильно работать со стандартами организаций (СТО) потребителя, чтобы он мог получить ровно то, что требует, а мы могли произвести под его требования необходимую продукцию? Нам очень нужно понимание текущей позиции ФАС для правильного выстраивания своей стратегии участия в тендерах», – заявил директор по продажам компании «Текстайм» Владимир Горшков.
Участники обсуждения приняли решение составить официальный запрос в ФАС с просьбой дать разъяснение по ряду вопросов.
Фото: Гетсиз.ру