Российский рынок СИЗ заметно трансформировался за последние три года. Есть как позитивные, так и негативные изменения. Потребитель стал более требовательным к ассортименту поставляемой продукции и к качеству предлагаемых услуг.
Кризис в российской экономике оказывает существенное влияние на рынок СИЗ, перед службами снабжения предприятий ставятся задачи по сокращению издержек. Снабженцы вынуждены искать пути их решения, иногда – в ущерб качеству поставляемой продукции или услуги, зачастую, в ущерб интересам самого предприятия и выполнению главной задачи – обеспечения безопасного труда, снижения профзаболеваний и травматизма.
На рынке СИЗ появилась энергично «раскручиваемая» услуга «складской аутсорсинг СИЗ», которая преподносится авторами, как механизм сокращения собственных издержек потребителя с одновременным улучшением качества и удобства в обеспечении работников средствами защиты. Стремление успешно решить разом несколько задач бывает заканчивается конфузом: говорят «невозможно залезть на ёлку и мягкое место не ободрать…»
Изучая обсуждаемый вопрос, я побеседовал с представителями крупных предприятий и пришел к выводу, что сама услуга аутсорсинга СИЗ поначалу кажется вполне привлекательной, однако не несет в себе чудес экономии в закупках: классическая «маниловщина» Н.В. Гоголя в виде моста через речку для праздно-прогуливающихся крепостных — материализована быть не может даже при посредничестве гипнотизёров… Напротив, необходима трезвая оценка потенциальных рисков для предприятия заказчика, возникающих при переходе на аутсорсинг, в том числе и малооправданной генерации дополнительных расходов на обеспечение безопасности сотрудников.
Новая услуга, предлагаемая и предоставляемая рынку, вызывает поначалу необыкновенный прилив оптимизма, но потребителю необходимо взвешенно и ответственно подойти к оценке рисков, которые несет нововведение, а также философски отнестись к следующим мифам.
Риск 1. Неопределенность правового регулирования несет за собой незащищенность заказчика:
- Конструкции договоров аутсорсинга отсутствуют в законодательстве РФ, нет четкого правового регулирования, нет наработанной судебной практики.
- Вероятность негативного исхода спора по договору аутсорсинга для заказчика существенно выше, чем по договору поставки.
- Заказчик не всегда может знать о рисках, которые его ожидают, обладает меньшим опытом и знаниями по заключению и исполнению такого рода договоров.
Риск 2. Утечка конфиденциальной информации
- Заказчик предлагает исполнителю освоить значительный сегмент сферы своей деятельности, касающейся внутренних процессов и компетенций.
- Судебная практика показывает, что взыскать убытки за нарушение конфиденциальности информации исполнителем затруднительно, даже если и было заключено соглашение о конфиденциальности.
Риск 3. Затраты на обеспечение СИЗ станут выше
Самый главный аргумент инициаторов услуги аутсорсинга СИЗ – «сокращение издержек на хранение и выдачу СИЗ». За счет чего предлагается сократить издержки? За счет передачи функций обслуживания склада СИЗ исполнителю, в результате чего заказчик вроде как будет избавлен от расходов, связанных с хранением на складах остатков, изнурительного многокилометрового пробега «переименованного» автотранспорта по своей территории, перемещающего от цеха к цеху приобретаемые средства защиты, поддержанием инфраструктуры склада, включая бережно отправленных добывать хлеб в чужую компанию и ставших бывшими сотрудников собственного предприятия, демонстрируя чудеса сохранения вроде бы и рабочих мест, и — социальной справедливости. Заклинания по поводу финансовой выгоды от могучей отсрочки платежа, который может случится лишь после полного износа полученной спецодежды, не выдерживают элементарной критики и не соответствуют сегодняшним реалиям. По факту, перечисленные затраты исполнитель не может не заложить в стоимость поставляемой по договору продукции, поскольку на риторический вопрос «а кто же за всё заплатит?» ответ пока просматривается только один: «тот, кто удовлетворяется данной услугой». Что, как и где здесь экономится спросите вы?
Предложенные в качестве презентаций «весёлые картинки», наглядно демонстрируют основной и вполне ожидаемый вариант ответа – сокращение фонда заработной платы заказчика путем трудоустройства ставших бывшими сотрудников складского хозяйства в штат Исполнителя. При этом изобилие терминов в презентациях: производительность, риски, ключевые направления, фокусирование, антропометрия, свобода действий, подменный или страховой фонд, персонифицированной по потребности, — ретуширует основную цель организаторов — сохранить на длительный период времени своё исключительное пребывание в качестве поставщика монопольно присев на поток ватников, валенок, рукавиц и прочего с привычным уровнем максимальной наценки.
Известно, что финансовые сосуды всегда сообщающиеся: прибыло оттуда, где убыло. И столько же. Стало быть, по мнению сторонников обсуждаемого ноу-хау, у заказчика появляется необычная перспектива сократить одну из самых внушительных статей расходов – фонд оплаты труда — путем трудоустройства (переводу-передаче на аутсорсинг) многотысячного коллектива в компанию- исполнитель. А в случае передачи на похожих условиях в аренду, например, мартеновских печей, можно неожиданно выплавить сильно подешевевшую сталь. Следуя путём такого рода оптимизации, докатившееся до горнодобывающих предприятий аутсорсинговое ноу-хау , в целом должно снизить до минимальных значений в мировой истории цену на сырья со всеми вытекающими отсюда потрясениями для зарубежных металлургических элит. Неудивительно, если подобная практика и инициативы приведут к резонансному появлению очередного «национального проекта» с сюрпризами в виде, например, дешевеющих автомобилей для народа по причине стремительно падающей себестоимости, ставшей следствием «высокотехнологичных инноваций» торговцев спецодеждой.
В отсутствии развитого рынка аудита услуга аутсорсинга СИЗ превращаются усилиями «специализированных шаманов» в гарантию успеха не просто сильно ограниченного круга специалистов, а вполне конкретных уважаемых лиц, способных оценить неизвестно откуда взявшуюся «готовность» предприятия (доселе неизвестную и ненужную собственникам) к так называемым преобразованиям и выдать им свои рекомендации.
Риск 4. Неизбежное попадание в системную зависимость от исполнителя договора аутсорсинга СИЗ.
Представьте ситуацию: заказчик заключил договор аутсорсинга СИЗ на пять лет. Передал функции обеспечения СИЗ исполнителю, службы МТО корректируют или сужают собственный функционал, касающийся закупок СИЗ. Проходят годы и вдруг. Заказчик оказывается в ситуации вынужденного расторжения договора аутсорсинга СИЗ из-за невыполнения или кратного нарушения договорных обязательств. Прежде, чем расторгнуть договор, необходимо либо найти замену, либо восстановить утраченные функции работы склада и хранения СИЗ и, что немаловажно во втором случае, настроить прежнюю систему обеспечения сотрудников средствами защиты. Те, кто занимался этим ранее, уже переквалифицировались, уволились, увлеклись другими направлениями, состарились и/или ушли на пенсию, а восстановление складского запаса и навыков управления им, то есть воспроизведение утраченных компетенций в том числе в результате их деградации – долгий и недешёвый путь. Что дальше?
Риск 5. Налоговый — Стоимость аренды однозначно будет включена исполнителем (поставщиком) в цену товара, при этом у предприятия возникают налоговые риски: затраты предприятия, относящиеся к безвозмездно сдаваемым в аренду помещениям и безвозмездным услугам хранения, могут быть не приняты при расчете налога на прибыль как экономически не обоснованные.
Риск 6. Коррупционные риски.
К сожалению, в России такая проблема есть. Уверенно стоит в полный рост и достаточно остро. С другой стороны — вроде хорошо, что мы не стали белой вороной. Все – как у всех. Катализатором появления такого рода договоров нередко являются так называемые «достигнутые договорённости», а реализованное на их основе «долгосрочное сотрудничество» только множит подобного рода риски. Мониторинг ситуации, складывающейся с аутсорсингом СИЗ, вызывает немало вопросов. В частности, нередко просматривается бросающееся в глаза несоответствие предлагаемой цены – цене рыночной за «так называемую услугу» в сравнении, например, с «победоносными ценами», добытыми по результатам изнурительных торгов, которые в каком-то смысле стали синонимом реформаторского прорыва — оптимизации расходов.
В соревнованиях по предоставлению услуги аутсорсинга исторически участвуют компании – богатыри, количество которых можно на пальцах одной руки пересчитать. За «быстрой и кажущейся стабильной долей рынка» потянулись проснувшиеся конкуренты, встревоженные «уходящей из-под ног (как они полагают) почвы». И тем не менее, это не просто искусственно ограничивает конкуренцию на рынке СИЗ: потенциальный риск сговора в подобных условиях становится значительно более вероятным. При классическом проведении открытых торгов, количество участников в разы больше (и это не одни и те же компании или их «аффилированные тени»), что существенно снижает вероятность картельного сговора, если не исключает его вообще.
На мой взгляд очевидно, что успешный крупный бизнес в современных условиях давно и вполне самостоятельно научился системно подходить к закупкам СИЗ, планировать и осуществлять поставки по результатам грамотно организованных и своевременно проведённых торгов, к которым привлекаются реальные участники рынка, а не многочисленные случайные попутчики. Профессионально управлять складскими остатками и не множить неликвиды – не рудимент, а важнейшая функция служб МТО.
Согласитесь — парадоксально в такой ситуации соблазняться чужими услугами складского аутсорсинга с тем, чтобы оптимизировать годами наработанные и оплаченные собственными ресурсами компетенции. Службы МТО и охраны труда могут легко и должны естественным образом воспроизводить многолетний накопленный багаж опыта и знаний, грамотно и качественно выполнять свою работу, а в случае необходимости (как в прежние времена) – посещать курсы повышения квалификации, но никак не веб-семинары сайентологов.
И желательно без тщетного ожидания внезапно свалившегося чуда в русском классическом его понимании: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих…». Проблемы предприятия может решить только квалифицированный менеджмент самого предприятия. Зарубежный опыт показывает, что услуга аутсорсинга СИЗ занимает на цивилизованном рынке не более двух-трех процентов от поставок СИЗ. Развивают ее, в основном, компании, которые поставляют не только СИЗ, но и гигантский объем других расходных материалов: инструменты, канцелярию, бытовую химию, лампочки и т.д. Яркий пример: лидер рынка США – компания Granger. При подобном консолидированном снабжении услуга аутсорсинга приобретает ясный и оправданный смысл.
Мнение редакции Гетсиз.ру может не совпадать с мнением автора.