Обязательную маркировку товаров знаками идентификации с трепетом ждут производители, поставщики и продавцы спецодежды, спецобуви и СИЗ. Ряд экспертов уже указывали Гетсиз.ру на недочеты системы и слабую готовность участников этих процессов. Сегодня редактор издания Гетсиз.ру побеседовал со специалистами компании АО «ПТК «Модерам».
Давайте разберем ситуацию: допустим, я владелец небольшой компании в Сибири, которая продает рабочую одежду, обувь и средства индивидуальной защиты. Мы закупаем спецобувь у «Лит-обуви», «Яхтинга», «Сириуса». Как мне нужно перестроить деятельность компании, чтобы продавать рабочую обувь после 1 июля 2019?
Действительно, с 1 июля торговля обувью без маркировки будет незаконной. Изменения коснутся всех участников рынка, в том числе и тех, кто торгует. То есть, брать под реализацию обувь у этих перечисленных компаний можно будет только при наличии на каждой паре маркировки.
Но начнем по порядку. В первую очередь продавцу необходимо зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК», подать заявку на участие в эксперименте (пока это пилотная обкатка системы, но лучше озаботиться и опробовать ее уже сейчас).
Далее понадобится закупить специальное оборудование и ПО, которое способно считывать информацию с новых знаков идентификации и вносить в систему. Двухмерный штрих-код Data Matrix, который должен в обязательном порядке наноситься на обувь с 1 июля 2019 года, содержит закодированную информацию о товаре и СИ (средства идентификации, уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме).
Информацию, считанную со штрих-кода при помощи терминала сбора данных (ТСД), продавец обязан выгружать «Оператору ЦРПТ» в течение 3-х дней после реализации продукции юридическим лицам (Торг-12 и перечень СИ).
Какие штрафы предусмотрены за торговлю немаркированной рабочей обувью с 1 июля?
Как уже ранее комментировали эксперты на страницах Гетсиз.ру, производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров несут как административную, так и уголовную ответственность.
Напомню, что деятельность компаний продавцов регулируется федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (ФЗ-381). Так в части 10 статьи 8 сказано, что «хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В частности, статья 15.12 административного кодекса (КоАП) предусматривает многотысячные штрафы как для физических (5 000-10 000 рублей), так и юридических лиц (50 000-300 000 рублей), а также конфискацию немаркированных товаров.
Насколько нам известно, после завершения пилотных проектов будет принят закон об обязательной маркировке товаров, в котором также будет предусмотрена ответственность за нарушения его положений.
Насколько нам известно, обязательную маркировку необходимо наносить на упаковку обуви. Как должен вести себя продавец, если коробка с обувью, например, разорвана, утеряна или маркировка товара испорчена?
В соответствии с «Методическими рекомендациями», опубликованными на интернет ресурсе «Честный знак», маркировка должна быть нанесена на товар (пару), но также может быть нанесена на потребительскую упаковку или товарный ярлык. Если потребительская упаковка, на которую нанесена маркировка, повреждена или утеряна, если маркировка стерлась, в этом случае возникает необходимость регистрировать новый код маркировки для повторного нанесения на продукцию. То есть это снова дополнительные временные и материальные затраты.
Есть ли понимание у вашей компании, кто является конечным потребителем при продаже, которому нужно гасить маркировку? Дают ли инициаторы нововведений такое определение?
К сожалению, нет, определения конечного потребителя в «Методических рекомендациях» не приводится. Однако пилотные проекты оперируют понятием «приобретение товара не для целей дальнейшей реализации», что, собственно, и указывает на фактор конечного потребителя. Как это будет работать на практике, пока не ясно.
Допустим, моя компания напрямую покупает рабочую обувь на фабрике. Смогут ли после 1 июля производители рабочей обуви отгружать ее по адресам моих конечных потребителей, как это было раньше? Или мне необходимо привезти обувь на склад — отсканировать, ввести данные и самому отгрузить обувь конечному потребителю?
В этом аспекте маркировка обуви влиять на процессы не может. Адреса доставки покупателя могут быть определены контрактом (спецификацией). Однако стоит отметить, что вывод товара из оборота должна осуществить компания, являющаяся в цепочке поставок, как продавец конечному потребителю.
Для этого не обязательно получать сам товар на свой склад, можно получить только графические коды маркировки, но существует риск пересортицы полученных графических кодов и фактической продукции, при возможной перетарке и дроблении транспортной упаковки для разных адресов доставки. Ведь необходимо будет погасить именно те коды, которые получил конкретный грузополучатель.
После вступления в силу новых норм, нужно ли будет при продаже обуви сканировать каждую пару или возможно, допустим, сканировать контейнеры или коробу с обувью?
На данный момент в «Методических рекомендациях» есть определение «агрегирование», которое предполагает возможность наличия любого уровня вложенности упаковок, но для вывода товара из оборота необходимо представлять в «Систему», в соответствии с «Методическими рекомендациями», уникальные идентификаторы товаров или уникальные идентификаторы транспортной упаковки товаров.
Нужно ли мне, как продавцу, маркировать обувь, которая уже хранится у меня на складах? Если да — как это сделать?
На данном этапе решение о маркировке остатков на складах находится в разработке. Думаю, стоит ждать новостей на сайте «Честный ЗНАК», к моменту вступления норм в силу, информация, скорее всего, будет опубликована. Но на текущий момент, исходя из положений правоустанавливающих документов, остатки также должны быть промаркированы.
Какие процессы в маркировке еще требуют разъяснений?
На текущий момент есть много вопросов, способы решения которых еще не реализованы. Например, такие бизнес-процессы, как процедура возврата, пересортица, лизинг, опытная носка, место нанесения маркировки, а также каким образом будет осуществляться маркировка остатков.
Ряд сложностей имеет регистрация в ЦРПТ, взаимодействие в ЕАЭС. Также многих волнует вопрос о сроке службы кода DataMatrix. Уж сейчас понятно, что многие участники процесса маркировки будут испытывать проблемы переходного периода, понесут дополнительные траты, в том числе, на создание дополнительных рабочих мест. Остается большой проблемой неустойчивый интернет в маленьких городах и так далее.
Я уже не говорю о низкой информированности участников оборота.