Для меня выставка А+А в Дюссельдорфе — всегда большое событие. Здесь понимаешь, насколько огромен и разносторонен рынок спецодежды, спецобуви, СИЗ. Приятно было видеть среди участников много российских компаний. Для любой компании, представляющей свой продукт, А+А является выставкой №1 в мире. Поэтому подготовка к этому событию идет очень тщательная. На А+А представляются новинки и идеи, которые определяют будущее СИЗ на ближайшие два года в мире.
Тенденции А+А 2017. Консерватизм не в моде
По моим ощущениям, на прошлой выставке в 2015 году производители пребывали в некоторой растерянности. Вызвана она была кризисом в Европе и странах БРИКС. Цена нефти падала, нефтегазовые компании сильно урезали бюджеты, европейские производства все больше роботизировались и сокращали персонал. Эти и другие факторы давили на рынок, в том числе рынок СИЗ. За прошедшие два года производители СИЗ перестроились, нашли новые решения — и представили результат.
Умные ткани, чипы в одежде, очки с трансляцией
Одно из самых ярких, хотя и неоднозначных, направлений развития — на мой взгляд, применение в СИЗ smart-технологий: «умные» ткани, защитные очки и щитки с выводом информации на экран, чипированная спецодежда, спецобувь, СИЗ, позволяющие получать и анализировать большие объёмы информации о средствах защиты и состоянии рабочего. Smart-технологии прочно вошли в нашу жизнь и теперь активно внедряются в СИЗ. Но пока мы видели на выставке в основном прототипы новых продуктов с использованием smart-технологий, до конца не ясны все их потребительские свойства и цена, непонятно, каким будет программное обеспечение для этих СИЗ.
Пока ясно, что smart-СИЗ направлены на повышение безопасности и производительности труда. Например, работая в защитных очках, можно будет выводить команды на экран очков, фиксировать местоположение рабочего, записывать производственный процесс. Smart-СИЗ представляют большие возможности. Но если внедрять smart-СИЗ в России, необходимо разобраться с законодательством — в частности, понадобится ли их регистрировать и лицензировать. Мы увидели пока только прототипы, и уже возникло много вопросов. Но я не сомневаюсь в огромных перспективах smart-СИЗ.
Пчелы — это серьезно! ?
Одной из новых тенденций стало увеличение доли нишевых СИЗ. Так, на выставке были представлены новые продукты в защите от вибрации — например, виброзащита запястий. Расширяются возможности защиты для специфичных работ — в частности, представлено много различных средств защиты от действия цепной пилы. И есть фирмы, специализирующиеся именно на этом направлении. Удивила меня компания, которая занимается защитой работающих на пасеках. Все мы понимаем, что пчелы могут быть очень болезненным вредным фактором. Такая узкая специализация в СИЗ является ответом на сокращение персонала в Европе и секвестирование бюджетов. Компании вынуждены разрабатывать новые ниши, до которых раньше не доходили руки. Экономическая ситуация заставила их обратиться к этим направлениям.
Курс на персонализацию
Продолжает развиваться тенденция персонализации и индивидуализации спецодежды, спецобуви и СИЗ. На многих стендах производителей были видны беруши, изготовленные под конкретного рабочего с встроенными системами связи. На прошлой выставке этот продукт почти никто не предлагал.
Тенденция персонализации коснулась и материалов. На выставке присутствовали компании, предлагающие производителям спецодежды на заказ разработать ткани со специализированными уникальными свойствами. Эта услуга востребована и может заинтересовать широкий круг потребителей.
На А+А я впервые увидел стенды дизайнерских бюро, разрабатывающих эскизы и лекала для спецодежды, и производителей 3D-принтеров, которые предлагают услугу оперативного сканирования стопы рабочего и моментальный подбор спецобуви, максимально подходящей ему по колодке из представленного заказчиком ассортимента.
Российский рынок СИЗ: в чем мы отстаем?
В последние годы заметно расширился спектр услуг, предлагаемых на российском рынке СИЗ. И это об этом надо говорить, в том числе на Гетсиз.ру.
Однако, при знакомстве с тенденциями мирового рынка на А+А меня не покидало чувство, что российский рынок СИЗ, совершив большой рывок в 2000-х годах, теперь стал отставать. Отечественные компании развивают темы, которые дали им результат 10-15 лет назад, а новых идей мало. Я прекрасно понимаю, что кризис последних лет в России заставил наших производителей и дистрибьютеров быть осторожнее и минимизировать риски. Но жизнь не стоит на месте. Европейские компании-производители активно ищут решения, которые позволят им справиться с кризисом и увеличить продажи. И эти решения не всегда связаны с обновлением ассортимента — сейчас они скорее кроются в сфере новых услуг и технологий, привлечении партнеров из других областей, осваивании новых ниш в СИЗ.
Выставка А+А предоставила много информации к размышлению и, уверен, даст толчок к развитию рынка спецодежды, спецобуви, СИЗ в России.
Продолжим разговор на БиОТ
Приглашаем на тематический Круглый стол «Тенденции на российском рынке СИЗ», который пройдет 14 декабря в рамках Деловой программы 21-й Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда – 2017» (БиОТ-2017). Подробности и предварительная запись на мероприятие на сайте biot.ru.com или по прямой ссылке.