Гетсиз.ру продолжает публикацию серии интервью с экспертами – участниками недавней Всероссийской недели охраны труда. На очереди человек с уникальным опытом и знаниям, генеральный директор компании «Технологии безопасности» Сергей Рябов. За 20-летнюю карьеру он прошел путь от механика до топ-менеджера международного холдинга, работал в нефтегазовой области, горнодобывающей и металлургической промышленности. Специалист в области охраны труда и промышленной безопасности ответил на вопросы нашего издания.
Кто решает, что дорого, а что дешево для предприятия?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Ситуация варьируется от предприятия к предприятию и даже внутри предприятия от руководителя к руководителю. Зачастую имеет место не нежелание высшего руководства тратить деньги на хорошие СИЗ (средства индивидуальной защиты – ред.), а, скорей, неспособность функции охраны труда обосновать с достаточной степенью убедительности необходимость закупки определенных продуктов. В этом случае контрагентами выступают инвестиционные комитеты, в которых сидят финансисты и службы экономической безопасности. Это люди, которые привыкли работать с калькулятором в руках. Если правильно оценивать риски и, где это возможно, выражать их в цифрах, – что получится, если не сделать то-то и то-то, обойтись купить ни хорошие СИЗ, а обойтись дешевыми, – это будет тот язык, на котором люди на другом стола привыкли разговаривать.
Классический пример: для угольной шахты закупаются самые дешевые защитные очки из мягкой пластмассы. Среда вокруг абразивная. После двух протирок такие очки из средств защиты превращаются в угрозу здоровью и жизни, потому что через них ничего не видно. И тут важен опыт руководителя – насколько он осведомлен о специфике работы, были ли в забое, представляет, что будет, если надеть эти дешевые очки. Если это опытный производственник – чуть проще. В любом случае, воспитательную, образовательную работу нужно вести. Я в свое время убедил генерального директора взять всех членов правления 130-тысячной компании и дать им проползти по лаве, где добывают уголь.11 человек на четвереньках проползли 250 метров по забою высотой метр тридцать! Когда после я пришел к финансовому директору с инвестиционным предложением, где были не только СИЗ, он был намного более восприимчив.
Производителям средств защиты советовал бы помогать тэбэшнику находить эти правильные аргументы, в том числе оцифрованные для последующего разговора с людьми, не понимающими всех тонкостей и технологий. Если это правильно интегрировать в процесс оценки рисков тогда с большей степенью вероятности будут закупаться правильные СИЗ.
Что бы Вы посоветовали поставщикам спецодежды и СИЗ для продвижения своей продукции?
Требуются не столько особые действия со стороны поставщиков или изготовителей, сколько скоординированные шаги отрасли, всех игроков рынка прежде всего по части обучения. Элементарно, на предприятии не знаю, что, например, дверевому на коксовой батарее, который вынужден дышать жутким коктейлем из вредных газов, можно купить маску с подачей воздуха, фильтрами. Они не знают об ее существовании! Не все имеют возможность съездить на выставку в Дюссельдорф и ознакомится с передовыми вещами. Образовательная деятельность такого рода для монстров рынка подъемна, а для более мелких поставщиков нужны коллективные усилия. Компетенции в этой области даже у представителей функции охраны труда и промбезопасноти зачастую на эмбриональном уровне.
Прислушивается ли руководство к мнению работников о СИЗ, которые им выдают?
Если говорить о прямой связи между рабочими и высшим руководством компании на предмет средств индивидуальной защиты, я успешных примеров подобной коммуникации не встречал. И здесь нельзя всех собак вешать на руководство. Ни один трудовой коллектив на 100% никогда не бывает доволен одним и тем же продуктом. Кто-то в восторге от этих очков, другому они жмут, один носит сапоги с превеликим удовольствием, другой говорит, что они очень тяжелые, и так далее. Думаю, здесь очень важна координирующая функция охраны труда и промбезопасноти. Эти службы должны собирать и фильтровать информацию от работников.
Могут ли рабочие настаивать на выдаче понравившихся им средств защиты, о которых узнали, например, из YouTube или Instagram?
Мне сложно представить рабочего, которому придет в голову найти что-то такое и предложить это руководителю. Я таких прецедентов не знаю. Другое дело, что линейные руководители первого, второго звена – мастера, начальники участков, начальники смен и, конечно, тэбэшники, просматривают профильные порталы, СМИ и оттуда черпают информацию. То есть, в плане продвижения целевая аудитория – это не рабочие.
Какие виды коммуникаций лучше всего позволяют доносить информацию о средствах защиты?
Что касается использования СИЗ, то здесь сильнейший дефицит контента, который был бы интересен, может где-то забавен для рабочего. Сейчас на YouTube начинают появляться ролики, посвященные охране труда – пусть разной степени компетентности. Многие из них рассылаются десятками. Если говорит о пропаганде новых решений в области СИЗ, – это больше отраслевые журналы, интернет-порталы, такие как Гетсиз. Собственно, из русскоязычных я никого больше и не знаю.
Полную версию интервью с Сергеем Рябовым смотрите на YouTube канале Гетсиз.ру: