Что дает возможность танцевать на кончиках пальцев и почему инновации – это не всегда плюс?
«Балерины на сцене порхают на кончиках пальцев и неизменно вызывают вопрос у зрителей: как они танцуют на носочках? Специфика балетного танца строится на легких переходах с ноги на ногу, на постоянном ощущении полёта, стремительном вращении и бесшумном приземлении». Автор этих слов – действующая балерина, ведущая солистка театра, носившая самые разные пуанты, Елизавета Таранда. Опираясь на свой семнадцатилетний опыт обучения классическому балету и работы в театре, балерина поделилась своими наблюдениями.
Балет – это демонстрация эстетики танца, совершенства линий танцовщиков и танцовщиц. Особую роль всегда играют стопы. Балерина может быть маленькой, высокой, любой национальности и цвета кожи, но стопа, вернее подъем, изгиб стопы должен быть обязательно. Свод стопы всегда плотно обтянут тканью туфельки, максимально выгодно демонстрируя красоту ноги. Долгие восемь лет танцовщицы отрабатывают тысячи подъемов на полупальцы, прыжки, для того чтобы голеностоп был сильным и красивым. Когда пуанты только появились, балерины едва-едва приподнимались на носочки – туфельки были из атласа и практически никак не держали стопу. Сейчас туфелька состоит из нескольких сборных деталей, которые позволяют удерживать стопу в определенном положении, а внутри есть специальный стакан из прессованной ткани или пластика, который не даёт основанию стопы излишне двигаться.
Все видоизменения танцевальной обуви связаны прежде всего с историей. Ещё Жозефина, жена Наполеона Бонапарта, совершила свою модную революцию, надевая на балы атласные туфельки без каблука, подвязывая их лентами. Танцовщицы немного укрепляли носочек туфельки и на долю секунды приподнимались на кончики пальцев, кружась в танце.
По свидетельствам театральных знатоков, первыми исполнительницами движений sur les pointes des pieds стали две француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас, а также итальянка Фортуната Анджолини.
Безусловной основоположницей танца на пуантах стала Мария Тальони, станцевавшая целиком балет «Сильфида» в хореографии своего отца Филиппо Тальони 12 марта 1832 года, приподняв эстетику танца на качественно новый уровень. Этому способствовали и многие хореографы, авторы шедевров, которыми мы наслаждаемся и по сей день. Для воплощения в жизнь всех их хореографических замыслов требовалось развитие обувного дела. Одним из первых стал итальянец Сальваторе Капецио, открывший обувное ателье на Бродвее, судьбоносный визит к которому приписывают балеринам Анне Павловой и Анджелине Пэссоун. Именно с их мерок началась эволюция атласной тряпочной туфельки в балетную обувь с прочной кожаной стелькой и стаканом из пробки, окружающим пальцы ног.
В 30-е годы прошлого века в Лондоне своё первое производство открыл обувной мастер Фредерик Фрид, а в Австралии примерно в это же время русский эмигрант Якоб Блок стал добавлять в клей для пуант винил, чтобы они не теряли жесткости из-за влажного климата и жары.
В России при Большом театре существовали свои мастерские по изготовлению костюмов, аксессуаров и балетной обуви. Каждая балерина имела свою личную модель, по которой с учётом индивидуального строения стопы шились пуанты. Великие мастерские славились скрупулёзным подходом, идеальной посадкой обуви и практически полностью ручным трудом. За спектакль балерина приводила в негодность до трёх пар. Классические спектакли всегда были масштабными: по три-четыре акта, в которых были нужны более жесткие туфли для вращений, чуть более мягкие для прыжковых сцен, а также универсальная пара. Любой классический спектакль сложен в исполнении, так как является набором движений, связок, хореографических рисунков. На гастроли театра пуанты шли отдельными коробками.
Для каждой балерины делалась индивидуальная колодка по меркам стопы, которая за ней закреплялась, и можно было что-то корректировать, не прибегая к новым обмерам. В мастерских театра ткань персонально вымерялась и подписывалась. При изготовлении слои ткани накладываются на колодку, укладываясь друг на друга и образуя складки. Потом их закрепляют гвоздем, а сверху промазывают клеем.
Пятачок формируется из пяти слоев: первый – плотная бязь, остальные четыре – холстина. Клей варится самый обыкновенный: из муки, воды и специального вещества. После всех манипуляций туфельку выворачивают на лицевую сторону и снова надевают на колодку. Гвоздем вымеряется глубина основного выреза и высота боковых вырезов. Внутреннюю стельку изготавливают из плотной толстой кожи. С обратной стороны дублируют для жесткости прессованной картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. Пластину можно сделать жестче или мягче. Дальше пластина крепится к стельке, а затем целиком промазывается клеем ПВА и вклеивается внутрь пуанта. Полностью собранный туфель вновь надевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея.
Фото с фабрики Grishko.
Техника ручной работы сохранилась и пережила несколько перерождений с брендом Grishko в 1988 году. Специально обученные мастера и технологи собирают вручную на фабрике тысячи пар обуви.
В Grishko пуанты изготавливают двумя методами, которые отличаются по принципу крепления тканевой заготовки верха к кожаной подошве: алтанным и прошивным. Алтанный метод считается классическим, поскольку им пользуются с XVIII столетия. Он предусматривает невидимый шов между подошвой и заготовкой, который делают вручную. Во втором случае подошву пришивают на швейной машинке.
Пуанты, собранные вручную, в силу натуральности материалов дают возможность постепенно и кропотливо развивать и разрабатывать голеностоп. Сопротивление подошвы оказывает необходимую нагрузку, вследствие чего нога балерины тренируется постепенно. Для учащихся балетных училищ предпочтительнее занятия в обуви из натуральных материалов без новомодных пластиковых стелек и стаканов.
Основным конкурентом Grishko на рынке балетной обуви стала американская марка Gaynor Minden. Заменив традиционные материалы, из которых изготавливаются пуанты, на современные и высокотехнологичные, фирма создала пуанты, которые крепко держат стопу в одном положении. Стельки и коробочки этих пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих необыкновенной прочностью, гибкостью и износостойкостью.
Классические пуанты изнашиваются за две недели интенсивной носки, американские же служат месяцами и даже годами при должном уходе. Купив одну пару, можно забыть о сломанной стельке и изношенном пятаке: все материалы, включая внешнюю ткань, очень прочные, пуанты можно даже стирать.
У этой марки есть три вида стакана – маленький, средний и широкий – а также четыре вида жесткости. В государственных компаниях (театрах) танцовщиков обеспечивает обувью и минимальным количеством трико. В компаниях поменьше танцовщики покупают обувь и все принадлежности (трико, аксессуары для волос, мягкие балетные туфли, ленты и резинки, репетиционную одежду) сами. Модели можно заказать по индивидуальным меркам. Раньше театры тратили огромные суммы на обеспечение артистов пуантами, а с появлением американских туфель финансовый вопрос был решен, и всех балерин переобули. Классическая пара ручной работы стоит 2000 – 3 000 тысячи рублей и служит в среднем 2 недели при интенсивной носке на репетициях и спектакле. Американские туфли в зависимости от курса стоили вначале 6000 рублей, сейчас их стоимость равняется 12 000 за пару.
Существуют целые группы перекупщиков и перепродающих лиц, так как магазины, располагающие полным размерным рядом, находятся в Европе и Америке.
Несмотря на удобство, у многих балерин появились проблемы с ногтями: они стали трескаться, синеть, как от ушиба, нередко стал появляться грибок ногтей, и практически у всех стабильно болели ногти и появлялась громадная мозоль внизу ахилла. Эти туфли не развивают правильный вскок на пуант и хороши только для профессиональных и опытных артисток.
«Много работая в этой обуви, я перенесла все вышеперечисленные «радости». Конечно, удобство работы и более-менее долгая жизнь туфель – несомненные плюсы этой марки, но я с огромным удовольствием переобуваюсь в классические пуанты и сразу же чувствую, что, несмотря на большую нагрузку на работе, стопы отвыкли трудиться. В пластиковом пуанте они находятся, как в специальном сапоге, который не даёт возможности напрягаться мелким мышцам. Именно поэтому травматизм у младших классов в этой обуви значительно выше, чем в классической. Последнее время я и мои коллеги обмениваемся замечаниями о сильном ухудшении качества. Туфли стали ломаться очень быстро, нитки лопаются, ткань сечется. Постепенно, возможно, всем придётся вернуться к старой доброй традиции, как в советское время, возить коробками пуанты на гастроли».
С появлением этой марки, все бренды-производители стали искать способы продлить срок службы своих моделей.
Бренд SanSha был первым, кто предложил танцовщицам пуанты с раздельной подошвой, подчеркивающей изгиб стопы. В дальнейшем марка разработала модели туфель, соединяющих в себе натуральные и синтетические материалы, поэтому поклонники этой марки могут варьировать использование моделей от одного производителя.
Стоит отметить, что пуанты SanSha, наряду с Grishko и R-Class, являются эстетически более элегантными. Дело в том, что испокон веков традиционными в балете были узкий кончик туфельки и изящный вырез. Появление американской марки изменило стандарты красоты: нога балерины обрела поросячий пятачок, который танцовщицы обшивают по кругу плотной ниткой, отчего и без того широкий мыс становится уродливым и громоздким. Вместе с тем техника движений и стилистика изменились: балерины стали делать больше оборотов вокруг своей оси, для чего требуется большая площадь опоры.
Ещё одной бедой классических моделей была и будет их шумность. Американские туфли снизу подбиты поролоновой подложкой, за счёт которой пуанты стучат меньше, (но швы расходятся на подошве гораздо быстрее). Помимо прочего, постирать или помыть вышеперечисленные марки невероятно сложно. Если туфель запачкан, то его можно почистить лишь щеточкой и запудрить. Американские туфли можно аккуратно вымыть. Крайне редко кто-то сочетает американские туфли с какими-либо ещё: стопа привыкает, а удобство в уходе добавляет очков в их пользу.
В 2012 году компания спортивной одежды и обуви Nike разработала дизайн спортивных пуантов, в которых балерина могла бы себя чувствовать, как в удобных кроссовках, но до запуска в производство дело не дошло, хотя идея была оригинальной.
«Подводя итоги обзора балетной обуви и конкурирующих марок в этой сфере, стоит посоветовать классические модели для начинающих балерин, а пластиковые – для большой сцены. Здоровье и профессионализм важнее мнимой экономии».