В рамках выставки А+А 2017 мы встретились с генеральным директором компании Moldex в Европе Романом Сков (Roman Skov), который любезно согласился ответить на вопросы Гетсиз.ру.
Компания Moldex один из ведущих производителей СИЗ в Европе и Америке. Какие современные тенденции вы наблюдаете на рынке СИЗ?
Мы видим, что рабочие в Европе настроены повышать свою защиту. Это выражается, например, в увеличении заказов на респираторы FFP2, FFP3 по сравнению с респираторами FFP1.
Также мы видим, что рабочие, выбирая средства защиты органа слуха (наушники, беруши), желают выбрать самую максимальную защиту в децибелах (дБ).
Выбирая СИЗ с высокой защитой надо не забывать, что высокий уровень защиты предлагает меньший комфорт при использовании СИЗ. В респираторе FFP3 более сложная фильтрация, и дыхание затруднено по сравнению с респиратором FFP1.
Еще пример. Наушники с защитой 35 дБ будут лучше защищать Вас от шума, но будут оказывать больше давления на уши, чем наушники с защитой 27 дБ, а значит будут менее комфортны. При этом работникам необходимо слышать шум работающих машин, механизмов, сигналы коллег. Поэтому чрезмерная защита не всегда оправдана.
Что вы предпринимаете, когда видите, что заказчик запрашивает для своего производства СИЗ с завышенными, по вашему мнению, показателями защиты?
Мы стараемся убедить нашего заказчика, что необходимо соблюдать баланс между защитой и комфортом. Если на производстве уровень шума позволяет, исходя из оценки риска, использовать наушники с более низкой защитой, то лучше закупить именно такие наушники. Комфорт при использовании СИЗ очень важный критерий, без учета которого эффективность СИЗ оценить невозможно. Рабочий просто не будет носить СИЗ, которые им не подходят или в которых им некомфортно.
Мы предлагаем решение, но последнее слово в выборе СИЗ за заказчиком, это его зона ответственности.
Каково участие рабочего в выборе СИЗ на предприятии в Европе?
Рабочие в Европе в высокой степени вовлечены в выбор СИЗ. Обычно специалист службы охраны труда (HSE) подбирает несколько вариантов средств индивидуальной защиты, исходя из рисков. Далее он обсуждает выбранные продукты с представителем рабочего коллектива. В крупных компаниях существуют рабочие группы из представителей охраны труда и рабочего коллектива. Я не скажу, что последнее слово всегда за рабочими, но их мнение очень важно и учитывается.
На нынешней выставке А+А заметен тренд в использовании smart-технологий. Как Ваша компания оценивает перспективы данного направления?
Moldex внимательно следит за развитием данной тенденции на рынке средств индивидуальной защиты. У нас уже были запросы от ряда наших клиентов и мы вместе обсуждаем их пожелания.
Например, один из наших заказчиков — крупное европейское предприятие — высказал пожелание оснастить лицевые маски чипами, которые бы передавали информацию, когда приходит время произвести обслуживание маски (осмотр, мойка). Также чип должен проинформировать, когда заканчивается срок носки маски. Информация передается инженеру охраны труда.
От бюстгальтеров к респираторам конверсия Moldex!
Мы видим перспективы развития smart-технологий, но здесь есть проблемы в программном обеспечении. Разработчики ПО хотят, чтобы предприятия-заказчики заключали с ними договора на многолетнее обслуживание. Заказчик же хочет, чтобы ПО принадлежало ему. Мы уже столкнулись с такими проблемами и нужно искать взаимовыгодные решения.
Как Moldex оценивает перспективы развития выдачи СИЗ через вендинговые аппараты?
Хороший вопрос. Развитие выдачи СИЗ через вендинг растет. Например, компания Amazone, одна из крупнейших площадок интернет торговли, оснастила все свои склады в США (а их несколько тысяч) вендинговыми аппаратами для выдачи СИЗ. Мы считаем, что через вендинговые аппараты удобно выдавать очки, беруши, перчатки, наушники, защитные кремы, респираторы FFP1. Это хорошее решение для предприятий, имеющих подразделения в разных городах и там, где нет сильно отличающихся по рискам рабочих зон. Это логистические компании, большие складские комплексы.
На предприятиях, где имеются разные зоны риска и присутствуют различные вредные факторы, необходимо осуществлять выдачу СИЗ под контролем служб охраны труда.
Я считаю, что сегмент выдачи СИЗ через вендинговые аппараты будет расти и в перспективе составит 5-7%. Но в основном выдача СИЗ будет осуществляться под контролем служб ТБ предприятия.
Moldex работает на рынке Европы и на рынке США. Есть ли разница при выборе СИЗ на этих рынках?
В США более жесткое законодательство. Например, в США большое внимание уделяют тесту на прилегание респиратора к лицу рабочего. Качество прилегания респиратора и тест на количество загрязнения в подмасочном пространстве при использовании делается на многих промышленных предприятиях в США, в лабораториях самого предприятия или используя переносные тестовые системы.
В Европе службы охраны труда рекомендует рабочему модель респиратора. Если рабочий считает, что респиратор ему не подходит по размеру, то он обращается к своему руководителю с просьбой замены. Но если рабочий считает, что респиратор ему подошел, то он сам несет ответственность в случае выявления профзаболевания.
В США стараются исключить случаи, когда рабочий сам решает, какой размер респиратора выбрать. Службы охраны труда на предприятиях сами подбирают респиратор каждому рабочему и проверяют данный респиратор, проводя тесты по прилеганию и фильтрующей способности респиратора на рабочем месте.
Есть отличия в организации выплат по страховым случаям. И сами выплаты по страховому случаю в США могут быть значительно выше, чем в Европе. В целом в Европе законодательство по охране труда гибче, чем в США.
В последние годы на мировом рынке СИЗ было много слияний и поглощений. Как пример, компания ЗМ купила компанию Scott, UVEX вошел в капитал компании Х-ARMOR. Как планирует развиваться компания Moldex?
Moldex не рассматривает покупку компаний для расширения ассортимента. Философия Moldex – мы сами разрабатываем новые продукты и связываем новые продукты с существующими в ассортименте.