В этом году в России изменятся правила надзора в сфере труда, сообщил замглавы Роструда Иван Шкловец на круглом столе «HR Legal: Трудовые отношения и законодательство», организованном «Ведомостями».
Как рассказал Шкловец, с 1 июля у трудовых инспекций появятся новые инструменты надзора, такие как инспекционный визит (однодневное посещение компании для проверки соблюдения обязательных требований, содержащихся в проверочном листе; им может быть заменена плановая проверка); выездное обследование (осмотр производственных объектов с целью защиты трудовых прав работающих на нем), наблюдение за соблюдением обязательных требований (позволяет дистанционно контролировать как предприятие соблюдает трудовое законодательства). Все эти инструменты позволят снизить нагрузку на бизнес, издержки работодателей и в то же время защитить права работников.
«По новому закону проверка становится исключительным инструментом надзора, который применяется в последнюю очередь, если другими способами не удастся устранить риск или восстановить нарушенные права», – отметил Шкловец.
Он также рассказал, что с 1 июля вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб на инспекторов труда. «Это означает, что до рассмотрения жалобы в суде Роструд обязан будет рассмотреть такую жалобу и принять по ней решение. Если решение не устроит заявителя, жалоба может быть рассмотрена в суде», – пояснил чиновник.
Шкловец напомнил, что Роструд продолжает развивать портал «Онлайнинспекция.рф». Помимо популярных сервисов «Электронный инспектор», «Памятки» и «Дежурный инспектор», с ноября стали доступны четыре новых. Первый – «Банк организаций», с помощью которого можно узнать, нарушил ли работодатель трудовое законодательство. Сервис «Электронная проверка» позволяет компаниям через личный кабинет отправлять запрашиваемые инспекцией документы, а «Категория риска» – узнать, к какой категории риска отнесена организация, и направить заявление о ее снижении. Еще один новый сервис – чат-бот, который помогает получить быстрые ответы.