Евгения Николаевна, расскажите о вашей компании. С какими проблемами вы столкнулись при создании органа по сертификации «Сертификат-Альянс»?
Идея появилась неожиданно. Нижний Новгород – прекрасный город, красивый и развивающийся. Мы стараемся здесь не скучать. Мой друг в своем ресторане организовал так называемый клуб «Без дураков» – это интеллектуальная игра с несколькими командами и потрясающим ведущим. Я пригласила в свою команду друзей и их знакомых. Иногда у нас заходила речь о работе — в том числе о том, что производители тратят очень много средств на сертификацию своей продукции. Стало интересно, что это за сфера. Далее последовало изучение законов и механизма работы такого органа. И в 2018 году родилась наша компания – ООО «Сертификат-Альянс».
Сложностей в подготовке к аккредитации хватало, так как сфера абсолютно новая для нас. Но главное – это всерьез увлечься темой, и тогда замечаешь, что начинают открываться нужные двери. Я познакомилась с людьми, которые делились своим опытом, помогали. Главная проблема, как и в любой сфере, — это кадры. Очень сложно было найти экспертов-профессионалов, которые соответствовали бы критериям аккредитации по опыту и образованию. Кроме того, нам нужны люди, увлеченные своим делом.
Мы получили аккредитацию – а это означает, что мы на верном пути.
По каким областям аккредитован «Сертификат-Альянс»?
Мы предлагаем помощь в оформлении сертификатов и регистрации деклараций на соответствие требованиям:
- ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
- ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»;
- ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
— С какими лабораториями сотрудничает «Сертификат-Альянс»?
С крупнейшими аккредитованными испытательными центрами, что гарантирует выполнение задач любой сложности: ИЦ «Итнтресиз», ИЦ «Полматекс», ФБУ «Ростест-Москва», ИЦ «Регион-Тест», ООО «ТСЛ».
На рынке услуг по оформлению сертификатов и регистрации деклараций о соответствии сейчас большая конкуренция. Чем, по вашему мнению, может заинтересовать «Сертификат-Альянс» участников рынка СИЗ?
— Среди наших главных преимуществ, во-первых, команда. Это эксперты-профессионалы, влюбленные в свою работу, заинтересованные в скорости и правильности документов, которые они оформляют. Во-вторых, индивидуальный подход к заказчику: за ним будет закреплен специалист, оперативно информирующий его о любых изменениях в сертификации.
У нас работает очень грамотный специалист – заместитель руководителя органа по сертификации, отвечающий за систему менеджмента качества (СМК), юрист. СМК — очень важный аспект, это показатель качества выпускаемых документов. Аудиты по СМК – важная и сложная процедура, все этапы строго документируются. Часто в органах по сертификации должность менеджера по качеству совмещается с какими-то другими. У нас же один специалист занимается только СМК.
Некоторые органы по сертификации включают в один сертификат различные модели изделий: куртки утепленные, костюмы утепленные, утепленные комбинезоны и т. д. Это правомерно? Или на каждый вид продукции должен быть отдельный сертификат?
«Сертификат-Альянс» очень строго соблюдает правила сертификации. Часто мы видим, что в один сертификат включены разные модели спецодежды: и костюм, и комбинезон, и куртка. Подход нашего органа по сертификации в данном вопросе очень серьезный, мы детально разбираемся, какие модели по закону можно включить в один сертификат, а какие нет.
Понимаю, что производитель спецодежды несет большие затраты на сертификацию продукции, и где возможно, строго по закону, мы подсказываем как можно объединить модели в единый сертификат. Но в этом случае мы отвечаем за каждую запятую в сертификате.
На вашем сайте есть возможность рассчитать предварительную стоимость изготовления сертификата. Почему вы сделали подобную опцию для заказчика?
Мы ценим время наших заказчиков. Для удобства мы разместили на сайте калькулятор, чтобы производитель понимал свои примерные затраты, а также возможные вопросы, которые ему зададут наши эксперты при заказе работ. Причем это не просто форма по типу: «Назовите вид изделия и оставьте свой телефон», с чем мы сталкивались на других сайтах, а именно полноценный расчет стоимости.
Часто у предприятий — конечных потребителей возникает необходимость испытать поставляемую продукцию на соответствие заявленным характеристикам. К вам обращаются с подобными заказами?
Покупатели СИЗ – в основном, крупные промышленные предприятия – заказывали испытания готовой продукции, уже прошедшей сертификацию. Ни для кого не секрет, что далеко не все органы по сертификации и испытательные лаборатории добросовестно делают свою работу. Но в первую очередь ответственность за продукцию всегда несёт изготовитель. Бывает ведь и так, что пока проходит процедура подтверждения соответствия, он делает всё как положено. И образцы, уже пошитые, у него на складе соответствующие, и документы в порядке, и к анализу состояния производства он подготовился. Лишь бы получить сертификат. У органа по сертификации нет оснований сомневаться. А изготовитель получил сертификат – и пошло-поехало. Ткани поменяли на «не те», нитки швейные выбрали не так, как положено, и шаг строчки увеличили, лишь бы быстрее, и вместо двух строчек, положенных по технологии, проложим одну – тоже, чтобы поскорее. Вот и полезли недостатки – прочность швов никуда не годится, защитные характеристики в материалах требованиям не соответствуют и т. п.
Покупатель СИЗ в подобной ситуации заинтересован доказать несоответствие продукции и, используя протокол испытаний, оформить возврат, вернуть потраченные деньги. Поэтому работа такая актуальна. Обратите внимание на еще одну тенденцию: не в первую попавшуюся лабораторию в таком случае обращаются, а в известную, проверенную, с хорошими отзывами.
Результаты работ по проведению испытаний в лаборатории позволяют сделать вывод о том, что компании, заказывающие испытания поставляемой продукции на соответствие заявленным характеристикам, в большинстве случаев сомневались не напрасно. А полученные результаты испытаний позволяли отказаться от поставок несоответствующей продукции.
Какие вопросы чаще всего задают заказчики?
Например, такой: «Мы заказали испытания по конкретному показателю в двух (трёх) лабораториях, и везде разные результаты получились. Почему? Они же все аккредитованы». Это происходит потому, что отношение к работе зависит не только от формальных критериев, которые проверяются, когда организация проходит аккредитацию, а от многих и многих факторов. В том числе — от квалификации, опыта, а еще от такого явления, которое добросовестным отношением к работе называется и которое от формальных моментов (аффилированности, связей) не зависит. Почему одна лаборатория, получив результат, не типичный для данной продукции, обязательно его перепроверит, а другая выдает несколько протоколов, в которых повторяется одна и та же ткань, но значения результатов испытаний одного и того же показателя – разные? Да потому, что в первом случае – и квалификация есть, и опыт (и анализ результата на предмет его адекватности), и та самая совесть, которая не позволяет делать работу как попало. А во втором случае только формальности для аккредитации выполнены. Поэтому надо еще знания иметь, их применять, работу реально делать и полученные результаты проверять и анализировать. А не выпускать фальшивки.
Есть ли, по вашему мнению, понимание у конечных потребителей СИЗ, что сертификация часто долгий и трудоемкий процесс?
Кто из заявителей не задумывался, почему на вопрос о сроке работы по сертификации один ОС говорит о месяце или двух, а другой – о трех днях (или вообще об одном)? Наши заказчики так и говорят: «Мне нужен нормальный документ из организации с соответствующей репутацией, с образцами, с испытаниями, с анализом состояния производства – всё, как положено». Изготовители, сертифицируя продукцию, зачастую прекрасно знают о недобросовестных органах по сертификации и лабораториях и сознательно заказывают работу у них. Потому что заранее известно, что продукция несоответствующая (и положительные результаты испытаний будут только в протоколе, который «нарисовали» без проведения испытаний), да еще дешево, быстро и т. п. Часто мы видим рекламу: «Сертификация? Всё просто: один звонок – и вы направляете нам заявку, мы присылаем макет документа, вы его проверяете, а мы оформляем сертификат и вносим его в Реестр!» У думающего человека сразу возникают вопросы. А документы, приложенные к заявке, никто не проверяет? А образцы продукции не отбирают, не испытывают? О том, что при плохих результатах испытаний может быть оформлен отказ в выдаче сертификата, никто никого не предупреждает?
Вот и получается, что продукция вроде «сертифицирована», но с учетом того, что все документы «нарисованы» без проведения процедур, ни о безопасности, ни о качестве говорить нельзя.
Насколько серьезно выросли требования к органам сертификации за последние 3 года?
У нас получился достаточно сложный старт-ап именно потому, что мы попали в период этих изменений. Росаккредитация проводит серьезные работы с целью защиты производителей (в частности, легкой промышленности) от недобросовестных аккредитованных лиц: это и регулярные проверки, и образовательные проекты. Также для повышения прозрачности на рынке оценки соответствия существуют единые реестры деклараций и сертификатов; появилась Федеральная государственная информационная система (ФГИС), посредством которой мы передаем данные в процессе работы над сертификатом.
Много лет назад достаточно было получить образование и пройти практику на производстве, чтобы стать экспертом. Сейчас требования возросли к образованию и стажу экспертов и руководителей органов по сертификации (хотя, на мой взгляд, три года стажировки – это слишком много. Возможно, было бы целесообразней считать в подготовке эксперта количество не лет, а выполненных работ при наставнике. Но это только мое мнение).
Самое плохое, что может случиться в нашем деле, – это однажды утром увидеть редакцию постановления, согласно которому вдруг орган по сертификации перестает соответствовать критериям (как раз по этим изменениям). И времени что-то предпринять катастрофически мало.
Изменились также требования к работе над сертификатами, к самому процессу. Например, на анализ производства теперь должна выезжать группа специалистов, а не один эксперт.
Но возникла огромная проблема с передачей данных по каналу ФГИС. Личные кабинеты часто дают сбои, не пускают в систему, и много времени тратится на обращение в техподдержку, устранение неполадок. Это сильно затрудняет выполнение наших обязательств перед заказчиком.
Еще один значимый момент: изменение требований к уставному капиталу. Сейчас уже три эксперта просто так не соберутся открыть свой орган, без серьезных вложений.
Насколько серьёзна сейчас проблема, связанная с фальсификацией сертификатов?
Я уже упомянула, что Росаккредитация теперь контролирует весь процесс работы над сертификатами – поэтапно с момента оформления заявки. Система полностью прозрачна. Производитель может проверить, были ли сделаны испытания, кем и когда выдан сертификат, существует ли вообще в реестре данный орган. Нам важна наша репутация.
— «Сертификат-Альянс» участвует в выставке БИОТ-2019, которая пройдёт с 10 по 13 декабря в Москве. Расскажите о своих ожиданиях.
На форуме «СпецОдежда» в Шуе Ассоциация СИЗ озвучила информацию, что выставка БИОТ в этом году обещает стать самой значимой за свою историю. Ожидается много посетителей и расширение территории самого выставочного комплекса. Планируют присутствовать ключевые игроки рынка, и нам будет приятно познакомиться с ними лично, обсудить планы и просто рабочие моменты. Безусловно, специализированная выставка БИОТ – это хорошие перспективы для всех участников сферы: знакомство с новыми компаниями, общение, посещение выступлений и конференций.
Приглашаем всех посетить стенд «Сертификат-Альянс» А-05 на выставке БИОТ-2019 с 10 по 13 декабря 2019 года!