Человеческая жизнь бесценна. Правительства всех стран мира упорно работают над тем, чтобы защитить своих граждан, героических сотрудников сферы здравоохранения, экстренных служб и всех трудящихся от глобальной пандемии COVID-19. Из-за всемирного масштаба пандемии государства всего мира поспешили обеспечить необходимые ресурсы для борьбы с COVID-19. Эти усилия привели к массовому всплеску спроса на ряд средств индивидуальной защиты. В мире производства и потребления, функционирующего по принципу «точно в срок» существует лишь небольшая эластичность цепочки поставок продукции, когда происходят такие резкие скачки спроса.
Это особенно актуально на рынке СИЗ. В условиях пандемии всплески спроса на СИЗ в 20-40 раз превысили уровень их обычного потребления. Весь потенциал отрасли оказался недостаточным для удовлетворения возникшего спроса. Те правительства, которые смогли быстро отреагировать на создавшуюся ситуацию, имели надежную основу государственной политики, а также реализовали устойчивую и последовательную национальную программу создания восполняемых резервов СИЗ и других товаров первой необходимости.
Компания 3M работает более чем в 70 странах мира, тесно сотрудничая с государственными и частными компаниями во время пандемии, работает с правительствами разных стран над программами создания резервов в течение последних двух десятилетий. Цель этого аналитического доклада заключается в том, чтобы поделиться собственным опытом и обсудить передовой опыт министерств здравоохранения в деле разработки программы надежных, устойчивых и возобновляемых национальных резервов СИЗ.
3M стремится работать с органами власти и здравоохранения, чтобы помочь создать долгосрочную надежную и устойчивую программу накопления восполняемых резервов, базирующуюся на прочном фундаменте политики общественного здравоохранения и передового мирового опыта. Мы готовы использовать наши научные достижения для защиты человеческой жизни в рамках государственно-частного партнерства с правительствами для поддержки героических работников здравоохранения и других специалистов, работающих на передовой борьбы с пандемией, которые помогают нашим больным и дают возможность нашему обществу нормально функционировать.
Передовой опыт правительств мира по созданию национальных резервов СИЗ
В докладе подробно описывается передовой опыт разработки надежной и устойчивой программы создания возобновляемого национального резерва продукции.
- Национальные резервы в обязательном порядке должны включать средства индивидуальной защиты (СИЗ).
- Продукция, находящаяся в резерве, всегда должна соответствовать заявленному сроку хранения.Оптимизированные модели складских запасов упрощают управление резервами.
- Аналитика помогает правительствам создавать резервы, пропорциональные по размеру минимальным уровням готовности, предусмотренным в национальных планах.
- Резервы средств индивидуальной защиты (СИЗ) должны отвечать потребностям конечных пользователей.
- Резервы должны пополняться производителем, который может предложить варианты поэтапных закупок, поделиться опытом санкционирования экстренного производства СИЗ, предоставить стратегии, помогающие учитывать в управлении запасами, касающиеся срока службы изделий и другие полезные рекомендации.
- Резервы должны пополняться производителем, имеющим глобальное присутствие в стране, значительные производственные мощности и источники сырья, что может способствовать смягчению последствий возможных экспортных ограничений, вводимых другими странами.
- Резервы должны пополняться производителем, который способен реагировать на незапланированные, умеренные всплески спроса.
- Резервы должны пополняться производителем, имеющим опыт и знания в противоэпидемической области.
- Резервы должны пополняться производителем, готовым стать партнером государственных органов здравоохранения, а не просто обычным поставщиком.
- Могут использоваться инструменты планирования спроса на продукцию, накопленную в резервах, что поможет органам здравоохранения осуществлять планирование и аналитическую работу.
В дополнение к передовому опыту по созданию национальных резервов правительства оказываются в выигрышном положении, если они:
- Обладают бюджетной гибкостью, будучи в состоянии закупать то, что необходимо в настоящий момент. Эти правительства не связаны в своих действиях бюджетными циклами для приобретения необходимой продукции.
- Имеют возможность санкционировать экстренное использование необходимых СИЗ в соответствии с действующими законами и нормами в области общественного здравоохранения. Это может облегчить быстрый нормативный доступ к необходимым поставкам за пределами их границ.
- Проявляют устойчивость и способность реагировать на внезапный всплеск спроса на СИЗ. Имеют доступ к национальным запасам необходимой продукции. Так они могут обеспечивать оснащение и защиту людей, работающих на передовой.
- Имеют запасы для чрезвычайных ситуаций и устойчивые цепочки поставок, положение о которых отражено в законах в качестве не подлежащего обсуждению национального требования, которое поддерживается адекватным финансированием.
- Имеют правовые и таможенные системы, эффективно защищающие от подделок продукции и поставок контрафактных изделий.
- Имеют стандарты эффективности СИЗ, которые гармонизированы со стандартами других стран. Это позволяет получить доступ к глобальным цепочкам поставок. Уникальные и нестандартные национальные регламенты дополнительно усложняют закупки.
- Разрешают свободное прохождение потока товаров через свои границы. Страны, которые вводят экспортные ограничения, вероятно, могут быстро обеспечить краткосрочные поставки СИЗ. Но эта стратегия часто приводит к общему сокращению долгосрочного доступа к необходимой продукции.
- Вступают в государственно-частное партнерство (ГЧП) с важнейшими поставщиками, лучшими в своей области. Стратегия ГЧП оказалась более эффективной, чем простые соглашения о закупках.
Рекомендации 3М прокомментировал генеральный директор компании «Респираторный комплекс» Владимир Астахов:
У 3М, несомненно большой опыт, учитывая их присутствие в 70 странах. В СССР и в России резервы были всегда, в том числе и СИЗ. Однако в настоящее время появились угрозы, на которые раньше никто особо не обращал внимания — это инфекционные заболевания, которые представляют серьезные угрозы для жизни и здоровья населения.
COVID-19 внес коррективы. В России вышло несколько нормативно-законодательных документов, в которых в резервы материальных ресурсов отдельной строкой включены СИЗ, а главное, вступил в силу ФЗ 492 от 30.12.2020 «О биологической безопасности», в котором предусмотрены и формирование и ведение реестра продукции, необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации медицинской помощи населению, а также формирование и ведение реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства такой продукции. С чем можно не согласиться, так это с разрешением свободного прохождения потоков товаров через границы имеется в виду по тексту — СИЗ. На мой взгляд, в государственный и региональные резервы (запасы) должна попадать только продукция отечественных производителей СИЗ, а чтобы этот принцип работал и в долгосрочной перспективе- необходимо наличие на территории страны производств всех необходимых материалов для производства СИЗ и, соответственно, резервов этих материалов. Надеюсь что у российских производителей СИЗ и СИЗОД в частности, в ближайшее время, среди перечня сегментов реализации продукции появится РЕЗЕРВ, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства.
Ознакомиться с докладом можно на официальном сайте 3М.