Успешность предприятия измеряется не только деньгами, но и пользой для общества. Эта мысль звучит непривычно. Но примеры перед глазами, и в их числе — опыт итальянской компании Univet, производителя современных защитных очков и специальной оптики. Univet во всем следует собственным путем, в том числе и когда дело касается проектов социально ответственного бизнеса. Преемственность взглядов владельцев, конечно, здесь очень помогает.
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы.
Подобные обязательства выходят за рамки требований закона. Идея в том, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
В основы корпоративной социальной ответственности положена деловая этика – вид прикладной этики, рассматривающей этические и моральные принципы и проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде.
О принципах социальной ответственности. Зачем?
Еще в 2015 году на саммите Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены 17 целей устойчивого развития общества до 2030 года.
Они предусматривают ответственное производство и потребление, цивилизованное отношение к экологии, решение острых социальных проблем.
Ответственные компании-лидеры могут и хотят возглавлять трансформацию бизнеса в пользу социума. В последние годы такая трансформация становится необходимостью, так как инвесторы, партнеры по бизнесу и потребители принимают решения о финансировании, сотрудничестве и использовании продукции, исходя не только из соответствия принципам устойчивого развития самой компании и ее продуктов, но и оценки качества работы в социальной сфере.
Таким образом, практика корпоративной социальной ответственности (КСО) стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии многих компаний.
Все больше компаний стремятся обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе и учитывают ожидания широкого круга заинтересованных сторон, в числе которых собственники и потребители, сотрудники и местные сообщества на территориях присутствия. Бизнес перестает быть самим по себе, он встраивается в глобальную систему взаимоотношений, основа которых – корпоративная социальная ответственность. И конечно, устойчивое развитие бизнеса не может происходить без развития территорий присутствия.
Как это делают большие корпорации
Это в теории. А что же на практике?
Это уже не экзотика. Серьезные, ответственные глобальные корпорации реализуют разнообразные КСО по всему миру.
Крупнейшие российские компании – тоже. О социальных программах с привлечением волонтеров из числа работников компаний можно услышать все чаще.
Например, Росбанк стал обладателем премии Global Banking and Finance Awards 2018 журнала Global Banking and Finance Review в номинации «Лучший банк России в сфере КСО».
Вот лишь некоторые ключевые проекты, реализованные Росбанком в 2018 году: всероссийская программа для НКО и социальных предпринимателей «Начни иначе», кросс-функциональный проект по созданию доступной среды в банке для людей с инвалидностью, VII благотворительный пробег компаний группы Societe Generale в России.
УК «Металлоинвест» создает программы для своих сотрудников по улучшению городской среды: сделать жизнь лучше можно буквально своими руками!
«Газпром» ежегодно поддерживает множество социально значимых проектов, оказывая помощь в развитии культуры, науки, образования, пропаганде здорового образа жизни. Например, в ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» лучшим социальным проектом признан проект «Елка желаний!». Ежегодно в ней принимают участие более 150 работников предприятия. Они исполняют новогодние желания — покупают и вручают подарки детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
ПАО «ГМК «Норильский никель» запустил ряд новых крупных проектов в регионах присутствия, в том числе программы в сфере благоустройства городской инфраструктуры и развития образования, культуры и социального предпринимательства.
В России хорошая репутация сложилась у благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор». По возможностям и опыту этот фонд – маленькая вселенная, содействующая реализации специальных программ для разных слоев общества.
Делают ли подобные проекты компании отрасли охраны труда?
Суть явления, о котором мы говорим сегодня, в том, что люди делают что-то для других — тех, кто остро в этом нуждается. Но в отрасли обеспечения средствами защиты и охраны труда подобные яркие проекты социальной направленности если кем-то в России и практикуются, то о них мало известно. По этой причине самого внимательного рассмотрения заслуживает опыт зарубежных компаний.
Как это делает Univet
Univet расположена в итальянском городе Брешиа (коммуна Реццато). Основной бизнес – разработка, производство и реализация совершенных средств защиты зрения и специальной оптики. Компания активно развивается на рынках Северной Америки, Европы, Азии, стран Тихоокеанского бассейна. Это что касается денег.
«Специальная оптика» – это оптическое оборудование для хирургов и стоматологов, необходимое для специфической работы с лазерными устройствами и установками. Понятно, что особыми приборами пользуются люди из профессионального круга. Врачи общаются с пациентами и между собой, а в Италии так важны социальные связи! В общем, по цепочке, через партнеров в Univet узнали о довольно необычном, даже для Европы, проекте.
На побережье Адриатики, в городе Пескара (это побратим Брешиа) существует социальный кооператив – некоммерческая организация «Аврора», основанная профессорами местного института гостиничного бизнеса. «Аврора» занимается непростым, но очень, очень важным делом – социальной реабилитацией и адаптацией инвалидов с врожденными ментальными нарушениями. В проекте участвуют семьи детей, страдающих синдромом Дауна.
Синдром Дауна – самая распространенная генетическая патология в мире. Считается, что на 700 новорожденных приходится 1 малыш с этим заболеванием. Данный показатель называется «биологической константой». Ребенок с синдромом Дауна может родиться в любой семье: национальность, социальное положение, уровень дохода и образования, географическое нахождение, вероисповедание не имеют никакого значения. Им крайне необходимо участие дефектолога, логопеда, психолога и внимание близких. При должных усилиях появляются и результаты. В мире наблюдается все больше случаев успешного обучения детей с синдромом Дауна, они получают профессии.
В кооперативе «Аврора» помогают инвалидам заниматься общественно полезными делами, содействуют их социализации (обеспечивая сопровождение) и организуют трудовую деятельность. Эта работа неустанно требует усилий, сострадания, энергии.
Так, найдено направление стирки и глажки столового белья для нужд сферы туризма и ресторанного бизнеса, общественного питания в школах. На фото – наставник и подопечный работают у гладильного пресса рядом, чередуя операции.
Кооперативу принадлежит таверна-кафе, где подопечные могут получать посильные навыки и сноровку для выполнения рутинных кулинарных процессов.
Через знакомых врачей в Univet узнали о таком проекте кооператива, как реабилитационный «сенсорный сад» для подопечных. Компания захотела участвовать в его создании. Вдохновитель, организатор и лидер проекта Паоло Портези сумел донести до своих сотрудников идею о проекте долгосрочной помощи больным детям. Его отец, основатель компании инженер Портези, всегда говорил сыну, что «компанию делают люди», именно поэтому к ним должно быть особое внимание.
Проектный план
Парк задумывался как место отдыха для жителей ближайших районов, где инвалиды смогли бы общаться с окружающими (что само по себе очень важно!). Проект парка предусматривал также пруд с фонтаном и зону для звукостимуляции и общения с птицами, небольшой «сенсорный» сад, где люди с особенностями развития (в том числе инвалиды-колясочники) могли бы развивать все свои органы чувств, учиться ухаживать за растениями, выращивать овощи. В парке была запроектирована зона для физиотерапевтических процедур, специальной терапии, гимнастики и физкультуры. Здесь с особой тщательностью выбирались растения, предпочтение отдавалось приятно пахнущим, ярким, долго цветущим – для сенсорной стимуляции органов чувств особых людей.
На призыв поучаствовать в проекте откликнулись менеджеры Univet.
Коллектив Univet в выходные дни участвовал и в планировочных работах, и в строительстве. Несложный, но полезный физический труд уже через некоторое время оформился в дорожки, клумбы, небольшой пруд с водопадом…
В этой работе все – как одна семья. Здесь нет начальников и подчиненных. Подобное единение – важный момент в укреплении командного духа, уважения и доверия друг к другу.
Работа на свежем воздухе, да еще с благородной целью, просто пронизана положительными эмоциями!
И результат превзошел все ожидания.
Новый сад очень быстро стал излюбленным местом отдыха не только подопечных «Авроры», но и горожан, особенно пожилых людей и детей.
«Целебный сад» в Брешиа назван в честь отца Паоло «Ing. ARMANDO PORTESI». Сегодня он напоминает нам, что воля, страсть и добрые дела превращают невозможное в реальность.
Что это дает в долгосрочной перспективе?
Это не разовая акция, а начало большой дружбы людей, объединенных одной целью. Конечно же, это ценный team building, чувство плеча коллеги, сопричастность хорошему делу. Дорога к месту проведения акции, ожидание, предвкушение, действие дают позитивные эмоции и ценные связи с окружающими.
Как Univet реализует идеи разумного потребления?
Нам также показалось ценным внимание Univet к идеям разумного потребления и бережного отношения к окружающей среде. Во время корпоративных праздников для создания атмосферных интерьеров и украшений дизайнер использует в Univet только подручные материалы, собирает уже бывшие в употреблении предметы. Результат получается очень стильным. Например, из простых складских паллет и подушек можно соорудить отличные столики и стулья на улице, из елочных украшений и искусственных елок (которые, как правило, есть в каждой итальянской семье) получаются прекрасные гирлянды, украшенные бантами и светодиодными лампами. В офисе Univet, как и в других европейских компаниях, реализован раздельный сбор и сортировка отходов. За правильностью исполнения всех правил РСО следят специалисты отдела маркетинга и супруга владельца компании лично. Это говорит о значении данного вопроса для руководства бизнеса.
Сотрудникам компании также рекомендовано использовать именные многоразовые бутылки для воды, чтобы не пить из пластиковых и снижать тем самым количество пластикового мусора. Вот такие брендированные многоразовые бутылочки получили сотрудники для личного пользования от Univet.
Как поддерживается и регулируется в России корпоративная социальная ответственность?
Важно! В России большой круг людей правильно оценивает возможности КСО.
Недавно принят Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».
Внедрить стратегию устойчивого развития может любая компания в рамках своих возможностей. Чтобы было больше оптимизма от того, что все сделано правильно!
Видео проекта здесь.