Наступающая зима добавляет к перечню вредных и опасных производственных факторов дополнительные риски. В нашей стране, как нигде в мире это особенно актуально. Промышленно развитая Европа с мягким климатом не знает наших суровых морозов, характерных для множества регионов России. А холодная Канада и страны Скандинавии не имеют такого масштаба промышленности и количества отраслей и рабочих специальностей, связанных с преимущественной работой на открытом воздухе в холодное время года.
В России, где развита сеть железных дорог в самых «глухих» уголках, в тайге тянутся газопроводы и линии электропередач, повсеместно ведется добыча полезных ископаемых и промышленное строительство в зимний период рабочие должны быть защищены не от временного воздействия пониженных температур, а от экстремальных рисков, связанных с пребыванием на холоде.
Осторожно – гололед!
По статистике, количество травм в зимний период возрастает в четыре раза. Причиной большинства из них являются падения при ходьбе по скользким обледенелым поверхностям.
Особенно опасен переходный период – оттепели, таяние льда на солнце. Лед, покрытый тонким слоем воды, самый скользкий. Зачастую на такой поверхности просто невозможно даже устоять или сделать шаг. При сильных морозах лед скользит значительно меньше, так как поверхность льда кристаллизуется и становится менее гладкой.
Есть ли решение?
Поскольку в России практически невозможно устранить участки гололеда на больших открытых территориях, где ведутся промышленные работы, долгое время вопрос поиска «волшебной» обуви, в которой невозможно было бы поскользнуться на льду, оставался открытым. Не существовало ни одного подходящего решения для использования в промышленности. Например, подошва из пористой резины, которая является наименее скользкой по сравнению с другими материалами, не выдерживает агрессивных сред и разрушается от воздействия масел и нефтепродуктов. И даже без этих факторов ее коэффициент сцепления со льдом явно недостаточен, чтобы предотвратить опасность падения.
Подошва, имеющая шипы, безусловно, обеспечивает лучшее сцепление, но в промышленных условиях носки также не всегда приемлема. При перемещениях с открытого воздуха в помещения шипы портят покрытие, подошва начинает скользить на гладких бетонных или кафельных полах. Кроме того, использование металлических шипов, способных вызвать искру, недопустимо на взрывоопасных производствах.
Решение есть!
Форма рельефа подошвы никак положительно не влияет на ее противоскользящие свойства. Как показал эксперимент, проведенный в Канаде – из 100 моделей зимней обуви известных брендов, только две пары прошли тест на ледяной горке и обеспечили сцепление с ледяной поверхностью. Одним из победителей оказалась обувь на подошве Vibram с инновационной технологией Arctic Grip®.
Эта технология была впервые представлена мировому рынку в январе 2016 года на международной выставке спортивной экипировки в г. Мюнхен. Передовые производители обуви для активного отдыха и обуви специального назначения взяли эту технологию на вооружение и включили в свои коллекции новинки зимней обуви на подошве Vibram Arctic Grip®. Среди таких производителей компании Merrel, Caterpillar, Muck Boot (Honeywell).
Обувная компания «Модерам» из Санкт-Петербурга ориентирована на развитие обувных технологий в России. Одной из приоритетных задач компании является предложение российским предприятиям продукции, соответствующей последним достижениям на мировом рынке и достойной встать в один ряд с продукцией ведущих зарубежных брендов.
«Модерам» — первый отечественный производитель рабочей обуви, начавший совместное сотрудничество с мировым лидером в производстве специализированных подошв — итальянской компанией Vibram S.P.A. В результате этого сотрудничества в 2016 году была разработана специализированная подошва для применения в российской промышленности с использованием технологии Arctic Grip®.
Испытания новой подошвы
Помимо защиты от скольжения материал подошвы, разработанный для спецобуви, обладает стойкостью к агрессивным веществам и отвечает всем требованиям, предъявляемым к защитной обуви в соответствии с EN ISO 20345. Подошва создавалась специально для русской зимы – она сохраняет все свои свойства и физико-механические показатели при пониженных температурах до минус 40ºС. По результатам испытаний в российских лабораториях подошва прекрасно показала себя и при более низких температурах – морозостойкость подошвы в динамических условиях составляет минус 50ºС.
Протестировать антискользящие свойства подошвы в России в лабораторных условиях не представлялось возможным, так как не существует стандартов и методик испытаний обуви на ледяной поверхности. Поэтому тесты проводились в лаборатории Vibram, сравнительно с подошвой из обычной резины. Коэффициент сцепления подошвы с технологией Arctic Grip® при ходьбе по льду превысил показатели обычной резиновой подошвы в три раза.
Видео испытаний обуви «Модерам» в лаборатории Vibram S.P.A.
Как это работает?
В подошву встроены специальные вставки из резины с полимерными вкраплениями, которые обеспечивают сопротивление скольжению на обледенелой поверхности. Особенно эффективно они работают на льду, покрытом тонким слоем воды, ведь именно мокрый лед является самой скользкой и травмоопасной поверхностью при ходьбе. При ходьбе в помещениях эти вставки оказывают минимальное воздействие на напольные покрытия и не портят ни ламинат, ни линолеум.
Новая коллекция утепленной обуви «Модерам» под названием «Эверест», изготовленная на подошве Vibram Arctic Grip® успешно прошла полевые испытания в реальных производственных условиях. Рабочие отметили не только отличное сцепление со льдом, но и высокие эксплуатационные свойства обуви – легкость, высокие теплозащитные показатели, удобство носки.
Действительно, подошва, разработанная специально для «Модерам», в отличие от аналогичных подошв, разработанных для обуви для активного отдыха, имеет свои особенности. Эта подошва двухслойная – внутри достаточно массивной на вид резиновой подошвы «спрятан» легкий вспененный слой из полиуретана. Он не только значительно облегчает подошву, но и снижает ударные нагрузки при ходьбе, а также препятствует проникновению холода снизу, являясь отличным термоизолятором.
Рельеф подошвы сконструирован так, чтобы обеспечить сцепление не только на льду, но и на сильно заснеженном и загрязненном грунте. На носочной части подошвы имеется бампер для защиты носка обуви от преждевременного износа. Колодка, под которую изготавливалась подошва, обладает увеличенной шириной и полнотой и специально рассчитана на толстый пакет утеплителя, способный противостоять суровому российскому климату. Внутренняя конфигурация подошвы имеет ортопедическую приподнятость в пяточной части, что способствует правильному распределению нагрузки на стопу и опорно-двигательный аппарат при длительной ходьбе в течение всей рабочей смены.
Эффективная защита от холода
Если проблема скольжения актуальна и в Европе и по ней ведутся инновационные разработки, то такой масштабной работы по поиску решений для защиты от экстремального холода там не происходит. Поэтому позаимствовать качественные решения за рубежом, которые были бы применимы для российской промышленности, не получится.
Более 10 лет назад компания «Модерам» провела исследования по использованию греющих элементов внутри обуви, работающих на аккумуляторах. Подобные разработки уже тогда существовали в финской прогулочной обуви. Проведя полевые исследования, мы пришли к выводу, что для защитной обуви такое решение практически неприемлемо. Первая причина – возможность разряда аккумулятора после 4 часов работы. В наших условиях работ вахтовым методом по 9 или 12 часов ни один работодатель не возьмет на себя ответственность за безопасность сотрудника, работающего в условиях при минус сорока градусах, где подзарядка аккумулятора по факту невозможна. Также, элементы обогревающей системы могут быть легко подвержены поломке. Навесной внешний аккумулятор может являться причиной зацепов и травм, а внутренний не обладает достаточной емкостью для длительной работы. В наших условиях производства защита должна быть надежной и «неубиваемой». Электроника в данном случае – это не защита, а повышенный риск и головная боль для работодателя.
Вторым объектом исследования стал канадский сапог с многослойным вкладным чулком, изготовленный на притачной галоше. Теплозащитные свойства у такой конструкции действительно хорошие. А вот об эргономике носки говорить не приходятся. Обувь тяжелая, громоздкая и несгибаемая. Быстро ходить и выполнять работы в ней не получится. Равно как и забираться на лестницы и конструкции, управлять техникой. В такой обуви хорошо стоять или сидеть на зимней рыбалке. Но использовать как обувь промышленного назначения ее можно только для очень ограниченного ряда специальностей.
Проведя многочисленные поиски, специалисты «Модерам» разработали оптимальную на тот момент конструкцию комбинированных сапог с применением многослойного пакета утеплителей. Первый прототип таких сапог был создан еще в 2005 году. В его подкладке содержалось всего три слоя материалов – шерстяной мех, Тинсулейт и фольга. По анализу практической эксплуатации и в связи с появлением новых материалов и технологий конструкция и утеплители сапог постоянно усовершенствовались. За время работы над идеальной конструкцией компания «Модерам» провела лабораторные тестирования теплозащитных свойств более тридцати вариантов различных материалов и их сочетаний в обуви!
Теплее в семь раз
Разработанные для защиты от экстремального холода в IV и «особом» климатических поясах сапоги серии «Эверест» утеплены самым оптимальным образом на сегодняшний день. Они имеют семь слоев материалов в составе утеплителя. Каждый из слоев несет определенную функциональную нагрузку – этот отводит холод, другой сохраняет тепло, третий отражает холодный поток воздуха, четвертый абсорбирует влагу и так далее. Основные материалы, из которых изготовлен верх обуви, закупаются у российских производителей. Впервые в многослойном пакете подкладки использован отечественный утеплитель с содержанием тонкорунной шерсти мериноса, не уступающий по теплозащите импортным аналогам.
Подобранный пакет утеплителей обладает определенной воздухопроницаемостью. Этот параметр очень важен для сохранения оптимального микроклимата внутри рабочей обуви. Например, если надеть на ногу утепленный сапог, который совсем «не дышит», даже с небольшим пакетом утеплителя в нем будет достаточно тепло и комфортно. Но только первый час-полтора. Именно это свойство используется в повседневной и прогулочной обуви, в том числе и в детской, поскольку такая обувь рассчитана на кратковременное пребывание на холоде во время прогулки. Пары и тепло от ноги никуда не выводятся и остаются внутри обуви, за счет чего достигается эффект обогрева. Но через пару часов влага накапливается и создается эффект термоса или полиэтиленового пакета. Если обувь в этот момент не снять и не просушить основательно, то теплозащитные свойства резко снижаются из-за отсыревшей подкладки (вода – самый лучший проводник тепла), а стопа внутри обуви оказывается в антисанитарных условиях. Для 8-12 часовых рабочих смен такое недопустимо.
В сапогах «Эверест», которые являются многократно улучшенным вариантом первого прототипа утепленных сапог «Модерам», усовершенствована и конструкция верха обуви. Улучшена посадка обуви на ноге за счет новой колодки и анатомической конфигурации пяточной части. Добавлены усилительные детали в местах, которые на практике подвергаются наиболее сильному износу. Текстильные детали голенища теперь по согласованию с заказчиком могут быть изготовлены как из готовой полиамидной ткани («кордуры»), так и на производстве «Модерам» из прочных полиэфирных нитей методом 3D вязки.
Технология 3D вязки в производстве специальной обуви. Новая реальность
Вязаные детали обеспечивают легкость, гибкость и отличную воздухопроницаемость обуви. Прочность этого полотна в три раза превышает прочность джинсовой ткани, а показатели стойкости к разрыву сопоставимы с импортным полиамидным материалом Cordura, считающимся эталоном прочности среди текстильных материалов. Каждая вязаная деталь может быть изготовлена в индивидуальном стиле и дизайне – например, с нанесением изображений, логотипов или в корпоративных цветах компании-заказчика.