15 ноября 2021 года Президент Джо Байден подписал «Закон о производстве средств индивидуальной защиты в Америке» (Закон S.1306). Инициаторами закона выступили сенаторы Роб Портман (Республиканская партия) и Гэри Питерс (Демократическая партия).
В августе 2020 года Гетсиз.ру писал о совместном обращении американских производителей СИЗ и ведущих профсоюзов США с просьбой содействовать отечественным компаниям.
Инициатива производителей, ассоциаций и профсоюзов была поддержана руководством обеих партий в Конгрессе США, что бывает редко. В результате в рамках подписания закона об инвестициях в инфраструктуру США на сумму $1,2 трлн дополнительно был подписан закон о производстве СИЗ в США.
«Закон о производстве средств индивидуальной защиты в Америке» дает американским производителям преимущество при закупках СИЗ для нужд Министерства здравоохранения, Министерства обороны, Министерства внутренней безопасности, а также социальных служб.
Сенатор Роб Портман. Фото govtrack-us
«Пандемия COVID-19 показала, что американскому народу не следует так сильно полагаться на поставки средств индивидуальной защиты из зарубежных стран, и именно поэтому я рад, что наш «Закон о производстве средств индивидуальной защиты в Америке», предложенный двумя партиями, был подписан как часть «Закона об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места». Это было необходимо, чтобы вернуть производство средств индивидуальной защиты на нашу землю», – сказал инициатор закона сенатор Портман.
При обсуждении закона в апреле Конгресс пришёл к следующими выводам:
1. Пандемия COVID-19 выявила уязвимость цепочек поставок в Соединенных Штатах и отсутствие достаточного внутреннего производства средств индивидуальной защиты (СИЗ).
2. Соединенным Штатам требуется надежная, безопасная и полностью отечественная цепочка поставок СИЗ для защиты общественного здравоохранения и национальной безопасности.
3. Разработка стратегии, учитывающей ожидаемые потребности Правительства в течение следующих трех лет, позволит поставщикам оценить, какие изменения, если таковые имеются, необходимы в их производственных мощностях для удовлетворения ожидаемых потребностей.
4. Для развития внутренней цепочки поставок СИЗ промышленность Соединенных Штатов нуждается в сильном и последовательном сигнале спроса со стороны Федерального правительства, обеспечивающего необходимую определенность для расширения инвестиций в производственные мощности Соединенных Штатов.
5. Для эффективного стимулирования инвестиций в Соединенные Штаты и переориентации производства долгосрочные контракты должны быть не короче трех лет.
6. Соединенным Штатам необходима долгосрочная инвестиционная стратегия для внутреннего производства средств индивидуальной защиты, имеющих решающее значение для национальных мер реагирования Соединенных Штатов на кризис общественного здравоохранения, включая пандемию COVID-19.
«Когда я говорил с американскими производителями СИЗ о переносе своего производства в Америку, первое, что я слышал, – это необходимость долгосрочных контрактов. Многолетние контракты, как того требует новый закон, дадут производителям уверенность в том, что их инвестиции в Соединенные Штаты окупятся, потому что правительство будет покупать СИЗ, которые они производят», – сказал сенатор Гэри Питерс, второй инициатор закона.
Кроме долгосрочных (не менее 3 лет) договоров, в Законе S.1306 закреплено требование к материалам, из которых будут производиться СИЗ. Материалы должны быть произведены и переработаны на территории США.
Также в Законе есть положение, которое требует от министерств и ведомств публиковать информацию о всех контрактах. Должно быть известно, где закуплены СИЗ, не соответствующие требованиям Buy American, и объяснение, по каким причинам закуплена импортная продукция.
Исполнительный директор Коалиции WPRC Дэвид Костелло сказал: «Повышение прозрачности и осведомленности общественности о неместных федеральных закупках поможет компаниям выявлять пробелы в отечественном производстве и удовлетворять спрос за счет более качественной продукции американского производства. Публичное раскрытие информации о заключенных контрактах, которого сейчас нет в США, станет образцом для всей политики государственных закупок. WPRC поддерживает положения, которые повышают прозрачность закупок и расширяют возможности отечественной промышленной базы, чтобы уменьшить нашу зависимость от снаряжения и оборудования иностранного производства».
В закон включён перечень продукции, составленный исходя из анализа дефицита потребностей СИЗ в период пандемии.
В перечень вошли медицинские маски, респираторы, маски и полумаски, системы с принудительной подачей воздуха, фильтры, лицевые щитки, защитные очки, одноразовые и многоразовые хирургические перчатки, изолирующие халаты и комбинезоны, а также покрытия для головы и ног или другое снаряжение и одежда, используемые для защиты человека от передачи инфекции.
Для составления перечня СИЗ и консультаций в комиссию при Конгрессе США привлекались ведущие ассоциации и некоммерческие объединения, такие как Коалиция производителей и дистрибьюторов спецодежды и оборудования для силовых ведомств (WPRC), Американская ассоциация одежды и обуви (AAFA), Национальный совет текстильных организаций (NCTO).
Закон оговаривает возможность производить продукцию по давальческой схеме за пределами США, если будет соблюден ряд условий. Однако данная продукция должна производиться только из материалов и компонентов, выращенных, переработанных или произведённых в США.
При создании закона были учтены предложения производителей СИЗ и профсоюзов США, включающие поправки Берри к закупкам СИЗ для государственных нужд.
Справка Гетсиз.ру: Еще в 1941 году Конгресс США принял поправку о предпочтении в закупках для нужд армии собственной текстильной продукции, металлических изделий и продуктов питания. С 1951 года список товаров с требованием быть произведенными на территории Соединенных Штатов ежегодно расширялся. Эти поправки стали называть по фамилии одного из членов Палаты представителей США, Эллиса Берри, поправками Берри. Действие поправок Берри распространяется на закупки свыше 150 тыс. долларов США.
С начала пандемии США столкнулись с большим дефицитом средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), который образовался из-за запрета Китая экспортировать ряд СИЗ. До пандемии, по мнению отраслевых экспертов, доля локального производства СИЗОД в США была не более 10% от потребностей. Потребности в респираторах N95 только Министерства здравоохранения США оцениваются сейчас в 3,5 млрд штук в год.
Президент Трамп выразил недовольство сложившейся ситуацией и провёл ряд встреч с ведущими производителями СИЗОД.
Американские Производители СИЗОД сумели серьезно нарастить поставки респираторов в 2020 – 2021 годах путем расширения производства и открытия новых заводов на территории США.
В 2020 году Министерство здравоохранения США провело конкурс на поставку 600 млн штук респираторов N95 в течение 3 лет.
В середине 2021 года американские производители СИЗОД столкнулись со снижением спроса на их продукцию из-за восстановления поставок респираторов из Китая. Например, в июне 2021 года из-за падения спроса компания Honeywell была вынуждена закрыть завод по производству респираторов N95 в городе Смитфилд (штат Род-Айленд).
По причине сложившейся ситуации в мае 2021 года производители СИЗОД и защитных масок, ассоциации и профсоюзы обратились с письмом к Правительству США и Президенту Байдену с просьбой оказать поддержку американским производителям. В письме говорилось: «Это вопрос не только национальной безопасности, но и национальной гордости».
Аргументы американских производителей были услышаны, и 15 ноября 2021 года был принят Закон S.1306, который называется «Make PPE in America Act».
А что происходит в России? Сталкиваются ли российские производители СИЗ с аналогичными проблемами, как и их американские коллеги? Какая помощь оказывается российским производителям СИЗ со стороны Правительства РФ?
Гетсиз.ру попросил прокомментировать новость и рассказать о текущей ситуации российских производителей СИЗ.
Борис Дубовик, генеральный директор ООО «Зелинский Групп».
Идея постоянно сравнивать себя с США не нова.
Чего не отнять у американцев – они умеют защищать интересы как собственных граждан, так и интересы собственного производства. Разработка и принятие данного закона – наглядное тому подтверждение. Очевидно, что был проведен детальный анализ ситуации, выявили причины, повлиявшие на необеспеченность и незащищенность граждан критически важными средствами индивидуальной защиты, после чего предложено решение. Причем к анализу и выявлению причин активно привлекались профессиональные некоммерческие ассоциации, мнение которых учитывалось при разработке данного закона.
Вводные данные для анализа у России с США похожи:
- огромное количество СИЗ поставлялось из Китая и стран Юго-Восточной Азии;
- сырье для производства респираторов (мельтблаун) в подавляющем большинстве импортное;
- национальные резервы средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) – защитных очков, защитных комбинезонов – системно не формировались;
- никаких преференций для внутреннего производителя нет.
Отсюда и решения, предложенные в американском законе:
- закупка для государственных нужд СИЗ только у внутреннего производителя;
- продукция должна производиться на территории страны и из местных материалов;
- долгосрочные контракты как гарантия спроса и стимул для окупаемости вложений в производство.
Кроме того, для борьбы с пандемией американцы установили правило: как в медицине, так и гражданами можно использовать СИЗОД, соответствующие стандартам NIOSH, американскому ТР ТС.
Если честно, мы, российские производители, хотим того же!
Например, мы неоднократно предлагали допустить к использованию в медицинских учреждениях сертифицированные на соответствие ТР ТС 019 респираторы, противогазы, фильтры. В ответ на наши предложения получали письма, что использовать никто не запрещает, только тратить на их закупку бюджетные средства нельзя, а можно только на изделия, имеющие РУ (региональное удостоверение Росздравнадзора). Эти СИЗ по упрощенной процедуре можно получить на 150 дней вообще безо всяких испытаний. Вот и получается, что сейчас с очередным открытием импорта из Китая нашу страну снова наводнили имеющие РУ всевозможные «медицинские» маски низкого качества. И именно их сейчас приобретают наши медики.
В итоге так нужные всем в начале пандемии российские производители СИЗОД забыты.
И это несмотря на то, что мы производим качественные, современные, сертифицированные по ТР ТС средства индивидуальной защиты и готовы удовлетворять спрос и вкладываться в производство самостоятельно. Нам не нужны для этого государственные субсидии и кредиты. Дайте только гарантию спроса и долгосрочные контракты.
Пандемия показала, что без собственного производства СИЗ и материалов невозможно обеспечить эпидемиологическую безопасность страны. Никто, кроме нас самих, не поможет нам сделать это. Даже США, всегда ратующие за свободную мировую торговлю и отказ от преференций производителям, поняли это и поддержали своих производителей СИЗ.
Владимир Астахов, генеральный директор ООО «Респираторный комплекс».
Пандемия COVID-19 показала всему миру уязвимые места, в том числе в вопросах обеспечения медицинских работников и населения эффективными и надежными средствами индивидуальной защиты, особенно СИЗ органов дыхания (СИЗОД).
Вакцинация, безусловно, важна, но следует понимать, что на первом этапе (в первую волну) вакцин может и не быть. Практика показала, что для их появления необходимо немалое время. Значит, ключевая роль в противодействии распространению заболевания должна отводиться СИЗОД.
Что же такое СИЗОД?
Применяемая во многих странах концепция «масочного режима», когда все, что надевается на лицо, стало именоваться СИЗОД, показала свою низкую эффективность по всему миру. Это доказывает резкий рост заболеваемости более заразным штаммом SARS-CoV-2 под названием «Омикрон».
Масштаб печальных последствий эпидемиологических напастей зависит от государственного подхода к решению проблемы:
- от наличия производственных мощностей по выпуску СИЗ;
- от стимулирования длительными контрактами отечественных производителей, чтобы они наращивали свои мощности и выпускали высокоэффективные отечественные материалы для производства СИЗ;
- от наличия запасов (резервовов) качественных и сертифицированных СИЗ как на государственном, так и на региональном уровнях.
Хочется выразить уверенность, что этот закон не будет обойден вниманием профильных министерств Правительства нашей страны, и отдельные его положения, направленные на поддержку отечественных производителей СИЗ и повышение защищенности граждан РФ, найдут место в нормативно-законодательных документах, в том числе по реализации Федерального закона РФ от 30.12.2020 г. ФЗ-492 «О биологической безопасности».
Согласно пункту 7 статьи 9 этого закона «Организация комплекса мер, направленных на защиту населения от воздействия опасных биологических факторов» предусмотрено «Планирование создания производственных мощностей и резервов, в том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых для обеспечения безопасности населения».
Надежная и полностью отечественная цепочка поставок СИЗ для защиты общественного здравоохранения и национальной безопасности имеет высокую степень актуальности и для нашей страны!
Андрей Комиссаров, генеральный директор ООО «Еланпласт».
Такой закон нужен России даже больше, чем Америке, поскольку Россия уже не первый год находится под экономическими санкциями США и ЕС. В любой момент эти санкции могут быть распространены на высокотехнологичную продукцию ряда зарубежных компаний, много лет успешно представленных на российском рынке СИЗ, что вынудит их уйти с нашего рынка. Если уже сейчас не обеспечить возможность замены вероятных выпадающих объемов импортных СИЗ отечественной продукцией, это может серьезным образом отразиться не только на эпидемиологической, но и национальной безопасности нашей страны.
А в том, что эти санкции введены надолго – на годы, если не на десятилетия – сомневаться не приходится, а значит, тренд на необходимость замещения импортных СИЗ сохранится, по крайней мере, в течение ближайших нескольких лет. Это позволяет отечественной промышленности более уверенно и менее рискованно планировать расширение и модернизацию своего производства, выводить на российский рынок все новые современные и высококачественные средства индивидуальной защиты.
Однако уже сейчас, независимо от того, будет ли принят в России закон, аналогичный американскому, есть возможность значительно ускорить вывод на российский рынок СИЗ отечественной продукции, замещающей импортную, решив некоторые проблемы российских производителей, прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса. Одной из таких острых проблем является чрезмерно бюрократизированный процесс экспертизы о соответствии выпускаемых изделий явно избыточным требованиям к произведенной на территории Российской Федерации продукции.
В результате получение предприятием на отдельные виды своих изделий актов экспертизы и сертификатов о происхождении товаров затягивается на многие месяцы, требует больших затрат времени и средств. Так, например, для сертификации столь технически простого изделия, как противошумные вкладыши, необходимо представление сотни страниц различных документов, подтверждающих их производство на территории Российской Федерации российским производителем. Хорошо, что не требуется справка о том, что прабабушка собственника предприятия не была «иностранным агентом» во времена Николая II. Кроме того, полагаю необходимым увеличение срока действия этих документов с одного года хотя бы до трех лет, а лучше – до 5 лет (аналогично сроку действия сертификатов качества продукции). Есть и другие проблемы ускоренного и более масштабного импортозамещения в сегменте производства СИЗ, требующие анализа экспертным сообществом для разработки их дорожных карт.