В Дюссельдорфе стартовала выставка А+А 2017, к которой сейчас приковано внимание всего мира. Значение этого события сегодня понятно каждому. Но интересно взглянуть на него вот с какой точки зрения: А+А — это ещё и очередная веха в истории отраслевых выставок. А начало этой истории отсылает нас аж в XVII век!
Бизнес-партнёрство времён Рюрика
Можно, впрочем, копнуть и дальше: иногда указывают в качестве «дедушек» профессиональных выставок средневековые ярмарки времён Карла Великого в Европе и Рюрика на Руси, которые служили не только непосредственно для купли-продажи, но и для демонстрации последних достижений мастеров того времени и налаживания бизнес-партнёрства между представителями разных государств. Как бы мы сказали сегодня, крупные ярмарки были международными.
Больше похожи на современные выставки мероприятия учеников и мастеров школ и мастерских при монастырях во Франции XVII века: раз в год они устраивали открытые показы лучших образцов своей продукции для всех желающих. Кто-то приходил просто поглазеть, а потом рассказать знакомым (что обеспечивало рекламу по «сарафанному радио»), а кто-то искал исполнителя для крупного заказа. Длились такие показы неделю или две.
Похожая традиция сложилась в России примерно в ту же эпоху — и ввёл её, что вполне закономерно, наш главный реформатор Пётр I, который регулярно устраивал «смотрины» российских товаров и изящных изделий. Но они проводились для узкого круга людей и преимущественно для отбора поставщиков императорского двора и армии.
Спецодежду в России ввела мать «русской железной маски»?
Экспонаты — на шкафах и кроватях
В 1756 году в Лондоне прошла первая национальная промышленная выставка. Успех её был грандиозным, так что идею немедленно подхватила вся Европа: 1763 год — Париж, 1765 — Дрезден, 1786 — Берлин, и так далее. До России эта тенденция, правда, докатилась лишь к 1829 году, когда в Санкт-Петербурге прошла первая публичная выставка российских мануфактурных изделий. Там были представлены отечественные шелка и бархат, краски и фарфор, машины и инструменты, оружие и часы. Выставка имела большой успех — в первую очередь потому, что убедила людей: российские мастера тоже умеют делать качественный товар! Такие события стали ежегодными, и проводили их не только Питер и Москва, но и многие провинциальные города.
Лондон стал городом, где с грандиозным размахом прошла и первая всемирная промышленная выставка (1851). Приехали около 6 миллионов человек. Для их перемещения специально выделили омнибусы. Экспонаты были разнообразные — от локомотивов до гобеленов. Ткацкие и прядильные станки, модели мостов и паровозов, паровой молот, печатная машинка, вино и ковры, гидравлические прессы и оружие, шерсть и меха… Витрин и стендов тогда ещё не придумали: многие экспонаты размещали на шкафах, комодах, балдахинах, пюпитрах для нот, «горках» для фарфора и даже… кроватях. Для экспозиций был построен Хрустальный дворец из стекла и стали, изменивший архитектуру будущего.
Кстати, и знаменитую Эйфелеву башню построили к выставке в Париже в 1889 году.
То ли выставка, то ли Диснейленд
До начала XX века выставки соревновались между собой в развлекательности. Грандиозные шоу, аттракционы и масштабные празднества, к которым организаторы каждый раз должны были придумать что-то такое, что удивит весь мир, стали обязательными пунктами программы. Фонтан из зерна, тротуар-самоход или дом с фасадом из кукурузы и мебелью из гигантских тыкв — почему нет?
Выразительный факт: Парижская выставка 1900 года вдохновила Уолта Диснея на создание Диснейленда!
Россия была ярким участником всех мировых выставок. Но Первая Мировая война на несколько лет затушила выставочную активность совсем. Когда же она возродилась, всё стало намного строже: приоритет уже был не за развлекательностью, а за пользой для экономики, промышленности и, конечно, бизнеса.
Сукно армейское, перчатки кирасирам
На первых всемирных и международных выставках публика была захвачена техническими новинками: телеграфом, дагеротипами, паровыми машинами и т. п. Спецодежда проникала на экспозиции очень медленно. Что и понятно: в XIX веке с охраной труда вообще было туго во всём мире, что уж говорить о каких-то СИЗ — их просто толком не существовало. Поэтому началось всё с армии. Ещё в конце XVIII века на европейских выставках появляются ткани для нужд армии. «Сукно армейское тёмно-зелёное» и «сукно улучшенное, на мундиры» присутствовало в, как бы мы сейчас сказали, каталоге рязанской выставки 1837 года. На питерской выставке 1849 года появились кожаные перчатки для кирасиров и лёгкой кавалерии, а также ремни, перевязи и портупеи. Что касается рабочей одежды, она прежде не отличалась от повседневной, о её необходимости и каких-то особых характеристиках долго не задумывались.
А на рубашке — сеялка
До конца XIX века выставки именовались просто промышленными — специализированные появились только потом. Но СИЗ и охрана труда выделились в отдельное направление ещё нескоро. В 1926 году в Москве прошла выставка «Бытовой советский текстиль», где уже зазвучала идея особого облика советского рабочего — правда, с точки зрения не охраны труда, а пропаганды: трудящимся предлагалось носить одежду с индустриальным орнаментом (сеялки, тракторы, стройки и т. п.).
Советская спецодежда была представлена в первую очередь телогрейкой, СИЗ оставляли желать лучшего, и у нас в первой половине XX века просто не могло возникнуть масштабной узкопрофильной выставки такого рода. Между тем в Европе и США тема охраны труда и производственной безопасности набирала обороты — и выливалась в различные конференции, семинары и т. п. И, конечно, выставки.
…В 1954 году в Дюссельдорфе выставка А+А стала одним из первых мероприятий с такой направленностью — и в какой крупнейший форум она превратилась за минувшие 63 года, мы, как очевидцы, можем судить сегодня.