Россию весь остальной мир считает страной с суровым климатом. Как любой стереотип, этот верен лишь отчасти. Вряд ли жители Сочи и Махачкалы будут жаловаться на морозы, однако тем, кто живет в Верхоянске и Якутске есть что рассказать на эту тему. Больше того, представителям некоторых профессий приходится не только жить в холоде, но и работать на этом «очень свежем» воздухе. Так обстоят дела в нефтегазовой отрасли, значение которой для нашей экономики трудно переоценить.
Сегодня спецодежда для работающих в холод, дождь и прочих неблагоприятных условиях должна обеспечивать небывалый уровень защиты и удобства одновременно. Это сочетание давно стало нормой в одежде для активного отдыха и экстрима (outdoor). Именно от амуниции зависит жизнь альпинистов, покоряющих восьмитысячник, и исследователей из полярной экспедиции.
Сближение рынков outdoor и специальной одежды становится все стремительнее, о чем свидетельствует круглый стол, который прошел в январе на выставке Sport Casual Moscow. Инициатором мероприятия стал признанный лидер отечественного рынка outdoor-одежды – компания Bask, которая, кстати, уже имеет опыт работы с крупнейшими российскими производителями спецодежды «Восток-Сервис» и «Техноавиа».
«Поженить» outdoor и СИЗ: чем производители спортивной и специальной одежды могут помочь друг другу?
Каждый сотрудник должен быть экипирован так, чтобы эффективно и бесперебойно выполнять свою задачу, – считают участвовавшие в кругом столе потребители спецодежды, представители компании «Велесстрой», недавно закончившей грандиозный объект для нефтегазовой отрасли в Новом Уренгое. Комфорт прямо влияет на производительность, дополняют текстильщики из «Текстайма». Если хотя бы один человек из обслуживающей бригады не выйдет на смену из-за банальной простуды, это неизбежно отразится на работе. Добавим сюда усталость из-за тяжелых неповоротливых костюмов; даже согнуть руку в таком «скафандре» требует немалых усилий. Результат – утомление и снижение концентрации, что может привести к нештатной ситуацией.
Какие именно технологии outdoor могут использоваться в спецодежде?
Во-первых, конструкция самого костюма: особые вытачки, или по другому «артикулированный крой», не только не мешают сгибать руки и ноги, а напротив – помогают. Этот момент давно учтен в раскрое outdoor-одежды, спецодежде нужно то же самое. Во-вторых, «умный» утеплитель. Такой материал при лучшей чем у обычного теплоизоляции намного легче. В-третьих, специальные многослойные ткани. Они представляют собой своеобразный «конструктор» из нескольких слоев, каждый из которых защищает от определенного фактора.
Водостойкость (водонепроницаемость, водоупорность) – давление воды, которое ткань выдерживает не промокая. Максимальная водостойкость хлопка составляет 500 мм водного столба, синтетики без специальной обработки – 1000 мм, мембранных тканей – до 40 000 мм.
В качестве верхнего слоя в outdoor-одежде часто используют мембранную ткань, в просторечии просто мембрану. Она не пропускает воду, но проницаема для пара, иначе говоря позволяет коже дышать, выводя пот наружу. При сильных осадках и ветре мембранная ткань в разы снижает теловые потери: теплопроводность воздуха в 23 раза меньше воды, то есть сухой костюм гораздо медленнее теряет тепло тела, чем мокрый; плюс мембрана не продувается.
Можно ли использовать мембранные ткани для изготовления спецодежды?
Материал может дублироваться флисом, трикотажем, сеткой и т.д. Это делает возможным новые конструкторские решения, например выпуск курток-трансформеров и облегченных демисезонных вещей без подкладки.
Производители спецодежды давно обратили внимание на мембраны. Мембранные ткани для создания материалов с задаными свойствами активно использует уже упомянутый «Текстайм». Компания на базе собственного предприятия «Адвентум Технолоджис» в Туле исследует и внедряет технологии для создания современных мембранных материалов типа хардшел и софтшел.
«Умные» ткани приходят на российский рынок спецодежды и СИЗ
Таким образом обмен технологиями между oudoor и спецодеждой может идти в двух направлениях, что в конечном итоге сыграет только на руку потребителям.