Типовые нормы выдачи СИЗ — из прошлого века
Минтруд России предполагает постепенно и через продолжительный переходный период ввести новую модель обеспечения работников СИЗ, исходя из имеющихся производственных рисков, отменив нормы выдачи СИЗ.
Это вопрос действительно важный, поскольку затрагивает около 30 млн. работников.
Внедрение норм бесплатной выдачи происходило в середине 20-х годов прошлого века, когда не хватало элементарной рабочей одежды и обуви, и в условиях жесткой экономии приходилось «на всех поровну» распределять имеющиеся ткани, материалы, одежду, обувь. Таким образом, государство обеспечивало необходимый минимальный уровень защищенности работника на производстве.
Со временем появлялись новые виды средств индивидуальной защиты (СИЗ), совершенствовались традиционные виды СИЗ, актуализировались нормы выдачи СИЗ, но принцип гарантированного уровня защищенности работника на рабочем месте со стороны государства оставался прежним. В стране оставался один работодатель – само государство.
Сегодня совершенно иное время. В 90-х годах без революции сменился строй, появилась частная собственность, теперь работодателями стали не только государство, но и большой класс жителей России – предприниматели. При этом обеспечение работников всех организаций средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с отраслевыми нормами — нормы выдачи СИЗ актуальны до сих пор.
Понимание того, что требуется новый подход к обеспечению работников СИЗ в соответствии с новыми экономическими условиями, в обществе есть. Как это сделать – пока однозначного, четкого и единого понимания нет. Нет готовности рынка к таким переменам. И это главное.
Риск-ориентированная перспектива
В практику работы входит риск ориентированный подход, который в отношении вопроса обеспечения работников СИЗ означает, что целесообразно отказаться от обеспечения работников СИЗ по списочному принципу и перейти к обеспечению работников необходимым СИЗ, исходя из конкретных вредных и/или опасных производственных факторов, выявленных в ходе проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Типовые нормы выдачи СИЗ в таком случае в их современной функции не понадобятся.
Государственный регулятор в данной сфере – Минтруд России, целенаправленно проводя работу по оценке вредных и/или опасных условий труда на предприятии, создал нормативно-правовую базу и перечень аккредитованных специализированных организаций, имеющих право на проведение СОУТ. Участники рынка ожидают, что после окончания переходного периода в 2018 году созданная система заработает полностью и эффективно.
Анализ затрат работодателя на обеспечение работников СИЗ показывает, что в настоящее время в крупных российских компаниях (нефтегазовые, металлургические, энергетические, транспортные и т.д.) обеспеченность работников современными СИЗ на достаточно хорошем уровне (10 000 – 30 000 руб. в год). При этом во многих других отраслях (строительство, деревообработка, сельское хозяйство – до 2 000 руб. в год). В малом бизнесе конкретной статистики нет.
Службы и Департаменты охраны труда крупных российских компаний активно занимаются вопросами выбора современных СИЗ для своих работников, создают корпоративные стандарты, участвуют в формировании требований технических заданий тендеров по определению поставляемых СИЗ. По признанию некоторых из них сотрудники служб охраны труда ряда компаний стали и химиками, и физиками, и материаловедами, и швейниками, и текстильщиками для того, чтобы грамотно задать требования и выбрать те СИЗ, которые реально защищают работника, которые эргономичны, комфортны и эффективны.
А ведь на российском рынке сегодня более 2000 тысяч компаний – поставщиков, предлагающих потребителю более 1500 наименований СИЗ. Попробуйте безошибочно разобраться в этом потоке информации, найти добросовестных поставщиков и нужные СИЗы или же предъявить требования к их разработке для конкретных условий труда. Задача непростая даже для крупных компаний, на предприятиях малого бизнеса решать эти вопросы гораздо сложнее даже при наличии отраслевых норм.
Международный опыт: серьезная ответственность (до уголовной) работодателя за причинение вреда здоровью
При отсутствии привычных норм выдачи СИЗ малым предприятиям будет очень непросто. Что говорит международный опыт в этом отношении? В развитых странах существует соответствующее законодательство, определяющее общие требования к защищенности работника на производстве и обязанностях работодателя.
Например, в странах ЕС приняты специальные Правила по обеспечению СИЗ (взамен Директивы 89/686/ECC), имеющие в настоящее время переходный период до 2021 года. Документ носит общий характер и не содержит конкретных показателей и требований к СИЗ. Но при этом, существует весьма серьезная ответственность работодателя за причинение вреда здоровью работника: высокие штрафы (от млн. Евро), уголовная ответственность или закрытие предприятия в соответствующих случаях. При таких последствиях работодатель крайне заинтересован соблюдать все предписанные меры безопасного труда, в том числе, и обеспечить работников эффективными и современными СИЗ.
В Российской Федерации при численности населения 143 млн. человек более 75 млн работающих, из них во вредных и опасных условиях труда занято порядка 30 млн. человек, объем рынка СИЗ составляет чуть более 2 млрд. Евро (много зимней одежды). В первой экономике Европы — Германии при численности населения 81 млн, 41 млн работающих, а объем рынка СИЗ составляет 3 млрд Евро, хотя рынок Германии не нормирован, как наш.
Преобразования должны готовиться взвешенно
Любые преобразования, особенно когда они касаются миллионов людей, должны готовиться взвешенно и всесторонне. Введение нового подхода в обеспечении работающих СИЗ требует принятия необходимых подзаконных актов, правил обеспечения работников СИЗ, выработки критериев выбора СИЗ для конкретных предприятий, определение процедуры – кто и как будет формировать перечень СИЗ, необходимых для работников данного предприятия (компании).
И если раньше был один работодатель и он гарантировал минимальный уровень безопасности на рабочем месте с помощью отраслевых норм, то в обозримом будущем КАЖДЫЙ работодатель должен гарантировать это и нести соответствующую ответственность.
Таким образом, на мой взгляд, принцип обеспечения безопасности работника со стороны работодателя должен оставаться прежним. А потому необходимо не отменять типовые нормы выдачи СИЗ, а заменить их другими видами норм для работников предприятий, исходя из конкретных производственных рисков на рабочем месте.
Работа по подготовке к переходу на новую модель обеспечения СИЗ может найти свое отражение в программе «Безопасный труд», которая в настоящее время формируется. К этой работе должны быть привлечены эксперты, отраслевые ассоциации, представители науки и бизнеса, профсоюзы. А пока типовые нормы выдачи СИЗ не потеряли своею актуальность.