С 1 января в России запрещено продавать без маркировки несколько категорий товаров легкой промышленности: одежду из кожи, трикотаж, пальто, плащи и куртки, а также постельное белье. За нарушение закона установлены штрафы – до 10 тысяч рублей для должностных лиц и до 300 тысяч для юридических. Кроме того, товары без идентификаторов подлежат конфискации и уничтожению. Что думают омские предприниматели о нововведении? Местное издание «Город55» разбиралось в ситуации.
В Омске обязанность маркировать вызвала неоднозначную реакцию.
«Никаких проблем нам маркировка не добавила. Ну да, один раз мы потратили деньги на оборудование, которое производит эту маркировку. И все. Мы одеваем нефтезаводы, производим форменную рабочую одежду и, соответственно, обязательно должна быть маркировка», – рассказала изданию руководитель отдела продаж швейного предприятия «Каптерка» Марина Донцова.
Однако есть и другие бизнесмены, которые убеждены, что маркировка вряд ли защитит рынок от нелегальных швей и подделок, но точно добавит проблем законному бизнесу и, скорее всего, поднимет цены на одежду.
«Пока мы замаркировали остатки. Новые коллекции только начинаем заказывать. Поэтому непонятно, как будет. Но уже сейчас производители говорят, особенно те, кто находится за границей, что до 27% закуп товара может подняться. Сегодня точно можно сказать, что это дополнительные расходы в очень неподходящее время – в отрасли у многих спад продаж», – говорит Лариса, предприниматель, торгующий одеждой.
Производственные компании дают свой расклад по расходам на маркировку. «50 копеек стоит сам код, оборудование примерно 20 тысяч рублей, расходники, зарплата сотрудника… Если объемы производства 2000-3000 единиц в месяц, то нормально – расходы растворяются. А если выпуск менее тысячи единиц, а это распространенная история для Омска, то в этом случае маркировка – очень дорогое удовольствие», – рассказывает владелица швейной мастерской Татьяна Метелица.
Одна из проблем – программное обеспечение для маркировки. Как говорят швейники, на рынке масса ПО, но непонятно как оно будет работать в реальных условиях. При этом в регионе нет технических специалистов, которые бы сопровождали бизнес в этой области.
Есть у закона об обязательной маркировке одежды и недоработки. Например, непонятно, как действовать в случае возврата промаркированных товаров. «Продали мы продукцию, но какие-то размеры не подошли, и, соответственно, нужно возвращать и менять на другие. Этот процесс не прописан, и как в таком случае действовать – непонятно. А ответственность за такие вещи уже наступила… Где-то мы предупреждаем клиентов, что возврат невозможен, где-то заранее прорабатываем моменты для того, чтобы этих случаев не допустить. В целом это дополнительные издержки», – рассказывает генеральный директор омской компании «Восток-Сервис-Спецодежда» Алексей Глазачев.
Главное, ради чего затевалось нововведение с метками на одежде, – борьба с контрафактом. По мнению омских предпринимателей, маркировка в этом, возможно, и поможет, но не в ближайшее время. «Маркировка, конечно, защищает от контрафакта. Но опять же, все это можно срезать. Подпороть шов, вшить свою маркировку, если человек заведомо хочет продукцию выдать за свою. У нас всякие есть умельцы», – говорит Марина Донцова.
Алексей Глазачев считает, что пока маркировка только усложнила жизнь мелким игрокам, которые не вкладывались в производство и продажи, и, соответственно, оказались не готовыми поддержать правила маркировки. «Да, некоторые маленькие игроки с рынка ушли. Но здесь двоякая ситуация. С одной стороны, это вымело тех, кто был не готов к честной работе. А с другой, подрезало крылья тем, кто хотел серьезно работать, но не смог соблюсти правила», – сказал он.