Оранжевая спецодежда: костюмы, жилеты, куртки, нашивки, каски — ярко-апельсиновый цвет сегодня стал одним из самых популярных в гамме оттенков, используемых при пошиве спецодежды. Он особенно широко распространён у дорожных рабочих, железнодорожников, строителей, спортсменов, работников общественного транспорта, присутствует в элементах формы МЧС…
Ну и все видели оранжевые спасательные жилеты людей, работающих на воде, — будь то инспекторы ГИМС или моряки российского флота. Стоит заняться поисками спецодежды в интернет-магазинах — и модели этого цвета окажутся одними из самых распространённых. Почему?
Если копнуть в историю спецодежды, которая, кстати говоря, насчитывает не одну тысячу лет, то выяснится: ни строители пирамид в Египте, ни рабы-чернорабочие или свободные инженеры, возводившие Колизей в Риме, оранжевого не носили. Напротив, им бы такая мысль показалась дикой. Так, римляне считали оранжевый женским цветом, и мужчина в нём выглядел бы, мягко говоря, экстравагантно. В ряде древних империй его использовали в свадебных нарядах или в ритуальных целях — одевали в оранжевый статуи божеств, украшали им культовые места. В позднем Средневековье и эпоху Возрождения он стал одним из любимых цветов в одежде европейской знати.
Когда в Российской империи появились железные дороги, туда также не проник оранжевый. Машинисты, их помощники, кочегары, кондукторы носили тёмные мундиры военного образца.
От нитки к куртке
Пожалуй, впервые в мир рабочих оранжевый робко заглядывает в 1860 году в Америке, когда Якоб Девис добавил к задним карманам джинсов, тогда одежде старателей золотых шахт, двойную прострочку из оранжевых ниток в форме арки — известный сегодня во всём мире знак торговой марки «Levi’s».
Но вот наступает XX век, и начинает работать Казимир Малевич, известный большинству людей чаще всего только по нашумевшему «Чёрному квадрату». Но не все знают, что интересы художника-авангардиста выходили далеко за рамки создания нового искусства. Он посвятил много времени изучению психологии цвета, его влияния на эмоциональное и физическое состояние человека. И если сейчас в обиходе просто тонны всевозможных пособий и статей в интернете, посвящённых этой теме (как влияет на наше настроение и самочувствие оттенок обоев, тарелок, одежды и пр.), то Малевич первым задумался о психологии цвета.
Изучая эту, ещё новую для его времени тему, он проводил довольно любопытные эксперименты. Так, известный искусствовед Паола Волкова, автор цикла программ на телеканале «Культура» «Мост над бездной», рассказывает о том, что художник красил стены нескольких маленьких комнат в разные цвета, сажал туда секретарш, загружал какой-то бумажной работой и наблюдал влияние цвето-кубического пространства на их организм. Через какое-то время он научился делать прогнозы, когда у кого заболит голова или начнётся кашель…
В итоге Малевич пришёл к выводу, что те или иные цвета лучше/хуже работают в разных сферах деятельности человека. Например, для врачей он рекомендовал бирюзовые халаты: белый, по его мнению, лишь усиливает боль… Опыты Малевича широко изучались за рубежом и применялись в разработке мебели, одежды, архитектуры и т. п. И он же первым предложил использовать оранжевые куртки для дорожных работ!
Сегодня доказано, что именно этот цвет обладает наивысшей контрастностью и потому обеспечивает максимальную видимость человека в любой рабочей зоне, в том числе в условиях сумерек, тумана и т. п. Оранжевый отлично выполняет сигнальную функцию, притягивает наше внимание и хорошо заметен издалека, поэтому часто используется или как основной цвет современной спецодежды, или в небольших вставках, предусмотренных на синих, чёрных, серых форменных куртках и брюках людей самых разных профессий. С точки зрения психологии и охраны труда такое решение полностью обосновано, и сделано это с подачи скандально известного автора «Чёрного квадрата».
Ушёл с картин к рабочим?
Уже в XXI веке шведский исследователь Мартин Белландер проанализировал более 120 тысяч картин и пришёл к выводу, что на протяжении многих столетий самым популярным цветом в европейской живописи был оранжевый, который и сейчас доминирует в изобразительном искусстве. Однако в прошлом столетии его начал вытеснять синий, и эта тенденция сегодня продолжается. Впрочем, в спецодежде оранжевый, окрасив с лёгкой руки Казимира Севериновича куртки дорожных рабочих, и не думает сдавать свои позиции.
Оранжевый — самый популярный цвет на картинах старых мастеров.