Сегодня в России десятки интернет-магазинов продают средства индивидуальной защиты. Даже те крупные игроки рынка СИЗ, которые когда-то не пользовались виртуальными ресурсами, изменили свою позицию ещё лет пять назад. И хотя выручка от интернет-продаж составляет небольшой процент от всей прибыли компаний, дела в этом сегменте идут весьма успешно. В каталогах представлен весь ассортимент продукции, что, согласитесь, удобно. Онлайн-магазинами пользуются в основном физические лица.
И если уж не столь продвинутый российский рынок занимается продажей СИЗ через интернет, на западе этот процесс давно поставлен на поток. Как мы писали ранее, всемирно известная компания Аmаzоn уже несколько лет серьёзно влияет на рынок СИЗ в Америке.
Аmazоn является и одним из крупнейших работодателей: на начало 2017 года общее количество сотрудников американского интернет-ритейлера составило 341 тысячу. Это свыше чем в два раза больше, чем в Microsoft и Google вместе взятых. Последние данные говорят о том, что число сотрудников Аmazon превысило 1,2 млн человек.
О том, что в компании существуют серьёзные проблемы с обеспечением безопасности труда, мы тоже уже упоминали. Сегодня мировую общественность тревожит внедрение поистине эксплуататорских практик на предприятиях Amazon, в том числе электронной системы контроля за выполнением задач. Можно ли найти в такой тенденции какие-то плюсы?
Начнём с положительных моментов. Во время пандемии компания ввела систему, которая с помощью искусственного интеллекта отслеживает перемещения рабочих и соблюдение ими социальной дистанции. Этот факт можно отнести к заботе о здоровье своих сотрудников, но всё же с небольшой натяжкой. Формулировка «отслеживает перемещения», как ни крути, настораживает.
Большой брат следит за всеми
В Amazon создали жёсткую систему контроля за сотрудниками, говорится в исследовании некоммерческой правозащитной организации — Института открытых рынков (Open Markets Institute).
На складах компании работает система видеонаблюдения, которая должна предотвращать кражи. На первый взгляд, в этом нет ничего необычного. Крупнейшие интернет-магазины России тоже использует такую практику, ведь воровство на складах — проблема, с которой сталкиваются во всём мире.
Но есть одно «но». Amazon контролирует каждое (!) движение работника, в буквальном смысле. Например, курьеры обязаны перемещаться по установленному маршруту. За этим следит электронная система.
У каждого сотрудника имеется устройство, на которое приходит задача, и далее отслеживаются все пункты её выполнения: сканирование заказа, сбор и упаковка товара. Если действия работника выполняются с меньшей скоростью, чем та, которая задана автоматически, то система делает «выговор», а он, в свою очередь, может привести к предупреждению и даже к увольнению.
При этом интересно следующее: сотрудник не знает, с какой скоростью он должен работать. Её даже меняют, не ставя его в известность. Поэтому рабочие не могут заранее понять, что они не укладываются в скорость, заложенную программой, и узнают об этом только после получения выговора. Хитро устроено, не правда ли?
Но этим приемом не ограничиваются меры, придуманные в Amazon для контроля за сотрудниками. В отчёте всё того же Института открытых рынков говорится, что компания запатентовала браслет для слежки за положением рук сотрудника. При необходимости он будет вибрировать, чтобы человек направил руки в нужную сторону.
Заклейте часы изолентой: время ваш враг
Дальше – больше. Поминутные перерывы на туалет, низкая заработная плата и даже штрафы для водителей за «ранние доставки». Рабочим не рекомендуется садиться во время 10-часовой смены.
Кстати, о заработной плате. С 1 ноября 2018 г. в компании прошло самое большое в ее истории одномоментное повышение зарплат. Теперь работникам складов начали платить не меньше $ 15 в час (минимальная зарплата, установленная Министерством труда США составляет сейчас $ 7,25 в час). Это коснулось 250 тысяч постоянных сотрудников и 100 тысяч сезонных, которых нанимают под праздники. Таким образом, средняя зарплата за 40-часовую рабочую неделю повысилась до $31 200 (2 млн руб.) за год. Казалось бы, сумма не маленькая, но соизмерима ли она с тем, что приходится терпеть рабочим Amazon? Ведь многие из них не могут даже смотреть на часы во время рабочей смены.
Наручные часы у сотрудников, как правило, закрыты изолентой, потому что большинство из них не хотят видеть, сколько часов осталось до конца смены. Но время правит тут всё равно — новая посылка должна быть упакована и готова к отправке каждые 30 секунд.
Вот ещё некоторые ужасающие данные, которые приведены в исследовании организации Organise Platform. Их опубликовал The Verge.
В исследовании приводятся следующие высказывания сотрудников и факты: «Нормы сильно выросли. Не пью воду, потому что нет времени ходить в туалет». 74% сотрудников избегают походов в туалет из страха, что не успеют выполнить норму и получат предупреждение.
«Нормы увеличивают каждые несколько месяцев, несмотря на то, что некоторые сотрудники не в силах выдерживать такой темп». 55% сотрудников страдают от депрессии во время работы.
81% сотрудников никогда бы не пошли работать в Amazon во второй раз. 55% опрошенных сотрудников сообщили о том, что получали штрафные баллы, как им казалось, несправедливо.
Официально всё красиво
Это далеко не все факты о чудовищных условиях труда на складах компании Amazon. Их можно приводить довольно долго, и общая картина от этого изменится только в худшую сторону.
При этом официально Amazon заявляет следующее: «Мы обеспечиваем безопасное и позитивное рабочее место с конкурентоспособной оплатой и преимуществами с первого дня. Мы гордимся тем, что в последние годы создали тысячи постоянных должностей в наших центрах исполнения в Великобритании».
«Amazon предлагает великолепную работу с возможностью карьерного роста и позитивное окружение. Как и большинство компаний, мы ожидаем определенного уровня производительности».
Интересно, кто-нибудь ещё верит в это? Надеемся – нет.