Предлагаем вам познакомиться с одним из наших современников, активно принимающим участие в разработке нового стилистического языка, остро модного дизайна в городской повседневной одежде и в том числе предлагающим футуристический взгляд на рабочую одежду и униформу.
Общее: основные задачи дизайнера (вообще и с прицелом на СИЗ)
Дизайнер – это творческий профессионал, специализирующийся на создании одежды и обуви (в широком смысле – любого продукта). Дизайнер должен уметь наполнить создаваемый продукт успешным набором потребительских преимуществ. Задача дизайнера – сделать товар таким, чтобы он точно совпал с идеализированными представлениями потребителя.
Эта работа включает в себя концептуализацию идей, эскизную проработку конструкций моделей, выбор тканей и материалов, а также разработку прототипов и готовых изделий по приемлемой технологии.
Дизайнеры одежды могут работать над широким спектром продуктов – от повседневной одежды и спортивной формы до высокой моды и специализированной рабочей одежды. Дизайнеры часто учитывают в своих работах текущие модные тенденции, культурные и социальные факторы, а также потребности и предпочтения целевой аудитории. Дизайнеры могут работать на модные дома, бренды, производить одежду под собственной маркой или работать в качестве фрилансеров.
Дизайнеры одежды работают в команде с другими специалистами, такими как модельеры, закройщики, швеи, технологи, материаловеды и т. д., чтобы создать коллекцию одежды. Нередко дизайнеры становятся инициаторами привлечения и внедрения новых технологий, что влечёт перестройку технологических цепочек, поиск поставщиков новых материалов и сырья.
Сегодняшние вызовы – это необходимость быть в курсе новейших исследований в области изучения и разработки новых материалов и технологий (см. Защитные ткани для спецодежды. Что изменится в ближайшие пять лет).
Кроме того, дизайнеры одежды занимаются маркетингом и продвижением своих коллекций, участвуя в модных показах, выставках, создавая рекламные кампании и работая с журналистами и блогерами – сфера деятельности, на которую при создании рабочей одежды практически не обращают внимания и редко используют возможности коммуникации с потенциальными потребителями.
Погоду делают и междисциплинарные связи, постоянное обучение и развитие без остановки.
Плюс – насмотренность, «грамотность XXI века» – это визуальный опыт и навык, позволяющий распознавать, что выглядит стильно, гармонично и современно, а что – нет. Всё серьёзно: требуется концентрация, работа над собой, внимательное сопоставление и запоминание множества источников, выделение особенностей и способность удерживать всё это в уме, структурировать.
Насмотренность формируется через просмотр и анализ качественного визуального контента: фотографий, иллюстраций, видео, фильмов и анимации.
Насмотренность важна в разных областях, например в маркетинге, копирайтинге и дизайне, разработке, кулинарии и даже робототехнике. Она помогает быстро распознавать сильные и слабые стороны работы, улучшая результат.
Кто?..
В моде, ориентированной на создание эксклюзивных, дорогих и сложных предметов одежды, многие имена на слуху: Кристиан Диор, Коко Шанель, Пьер Карден, Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев!.. Но если спросить людей, даже много лет проработавших в сфере обеспечения СИЗ: «Кто из известных дизайнеров разрабатывает спецодежду?», наверняка внятного ответа вы не получите.
Почему? Потому что стать известным предсказуемо гораздо проще через штучные арт-проекты, сочетающие искусство и ремесло. О дорогом, премиальном говорят все, оно у всех на виду… А вот достичь известности через массовый рынок гораздо сложнее, не так престижно.
Вот почему дизайном коллекций занимаются люди, часто остающиеся в тени. Кроме того, нередко в рабочей одежде и униформе дизайн вторичен, повторяет удачные предыдущие решения, но это-то и сдерживает развитие.
Стереотип ли это? Да! Ведь даже в массовых сериях важна выразительность и индивидуальность.
Персонаж: почему он?
Кто известный дизайнер в спецодежде? И мы не знали…
Но случайно, через собственную насмотренность, по проектам коллабораций, через анализ частоты упоминаний в зарубежных источниках, с помощью искусственного интеллекта (ИИ) узнали – и делимся.
Это – дизайнер Кико Костадинов. ИИ рекомендует его как «дизайнера, увлечённого униформой и работающего в «рабочем стиле».
Биографический очерк
Кико Костандинов (родился в 1989 году, 36 лет) – болгарин по происхождению, модельер и дизайнер, работающий в Лондоне.
Сын простых людей: его отец был строителем, а мать – воспитательницей и уборщицей.
В 16 лет Кико эмигрировал в Великобританию.
Окончил Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (CSM, Central Saint Martins – один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный вуз в Великобритании, основан в 1854 году).
В его профессиональной биографии большое количество упорного труда сдобрено верной щепоткой везения.
Учась в колледже, в качестве проекта сделал статью в журнал Clash, где Кико должен был представить капсульную коллекцию, созданную из одежды Stüssy (американский стритвир-бренд одежды, обуви).
Эти вещи были созданы только для фотосета и не были предназначены для продажи. Однако Stüssy увидели его работы и предложили сделать то же самое, но уже в рамках коллекции к 35-летию бренда.
В этом проекте Костадинов разрезал кусочки ткани базовых вещей Stüssy и реконструировал их, буквально перемещая тканевые панели, что позволило наглядно увидеть процесс проектирования в готовом изделии. Так и начался путь Кико в модную индустрию.
В своей выпускной коллекции он отошёл от романтического увлечения уличной одеждой, отдав предпочтение строгой «фордовской» (эпохи старта первых конвейеров) рабочей одежде, выстроив коллекцию на моделях из плотной джинсовой ткани и влагостойкой парусины Carhartt. Ранние модели одежды Костадинова выглядели ещё более невзрачно, поскольку на них не было логотипов, но минимализм тронул публику!
В коллекции были представлены минималистичные куртки и брюки в ограниченной палитре тёмно-синих, бледно-голубых и серых тонов, а также несколько монотонных моделей с ультратехнологичными кроссовками Hoka One One, которые создавали яркий контраст с простой одеждой, делали образы желанными и привлекательными.
Пройдя курсы бакалавриата и магистратуры по дизайну одежды, в 2016 году Костадинов стал первым студентом, получившим поддержку Британского совета по моде NEWGEN сразу после выпуска.
В ноябре 2017 года назначен креативным директором премиальной линии старинного британского бренда Mackintosh (история бренда: Резиновая обувь: из лесов Амазонки — на производство) – Mackintosh 0001. Здесь он многому научился, экспериментируя с комбинированием резины в текстильных изделиях.
Стиль Костадинова формировался под влиянием его коллег-дизайнеров Ёдзи Ямамото, Рика Оуэнса и Кристофера Кейна.
Сегодня Костадинов является основателем одноимённого бренда Kiko Kostadinov (https://kikokostadinov.com/), а также работает с Novalis и постоянным совместным проектом с ASICS (о спецобуви бренда ASICS читайте: Кроссовки как форм-фактор рабочей обуви).
Творчество Костадинова универсально, не имеет национальных черт, воплощает элементы стиля современной униформы и рабочей одежды, но не чуждо спортивности и авангарда, смелого поиска и эксперимента.
Пресса, освещающая мир моды, неоднократно награждала Костадинова эпитетами «лучший выпускник CSM», «восходящий талант», «вундеркинд», «алхимик».
Карьера: бренды-заказчики и коллаборации
По мере реализации новых проектов всё обширнее стал опыт Костадинова в анализе тенденций рынка, потребительских предпочтений и внедрения инноваций в области материалов и технологий.
Дизайнер прекрасно зарекомендовал себя во множестве капсульных коллекций (о том, что это: Капсульные проекты: территория свободы), в совместных коллаборациях с известными брендами (о том, какие цели при этом решаются: Примеры успешных коллабораций на рынке спецодежды).
В прошлом – совместные проекты с брендом Heaven by Marc Jacob, Novalis, Camper, Otto958, совсем недавно – с Levi’s. В 2025-м дизайнер работает в коллаборации со спортивным брендом Fox Racing (известным производителем вело- и мотоэкипировки) с целью повышения его узнаваемости и привлекательности.
В 2024 году Костадинов открыл флагманский фирменный магазин своего бренда в Токио, чуть позже – ещё и в Лос-Анджелесе.
Рассказывать можно много, но лучшее свидетельство достижений – дела, реальные вещи, иллюстрации.
Их много, поэтому выделим подборку, сделанную редакцией Гетсиз.ру. Почему? – потому что это…
…стиль, способный влиять на спецодежду и униформу!..
Костадинов тонко использует отсылки к искусству, дизайну и кино в своих работах. Например, при создании коллекции Spring/Summer 2019 года Костадинов вдохновлялся польским кино 1970-х годов и образом мексиканских бандиток начала XX века.
Например, на показе коллекции ASICS-2018 его модели носят чулки, натянутые на нос и глаза, что является аллюзией на злодея Фрэнсиса Долархайда из фильма 1986 года «Охотник на людей» (Костадинов также использовал имя персонажа для некоторых предметов одежды). Причудливо, провокационно? Это работает, задевает, подстёгивает интерес. Язык современного искусства допускает обращение ко всему богатству цивилизации. Совершенно точно, что с заинтересованной аудиторией необходимо разговаривать, её нужно захватить, увлечь, сделать одежду для неё желанной.
На фото: работая в коллаборации с джинсовым брендом Levi’s, Костадинов предложил своё видение силуэтов, отделки, фактур, цветовой гаммы.
На фото: подобный авангард встречается «на ура» клиентами в Японии. Похоже, Levi’s давно убедился, что 501-ю модель джинсов нельзя продавать вечно. Клиентура тоже со временем меняется, нащупать потребности может понимающий и ищущий дизайнер.
На фото: в коллекции AW24 Menswear Kiko Kostadinov в моделях верхней одежды много отделки зигзагом. В работах Костадинова легко узнаётся свободная форма вещей, а не логотипы или монограммы.
На фото: справа вверху – на спецодежде применяют надписи, исподволь помогающие носить критически важные предметы СИЗ правильно; слева – куртка из коллаборации Otto958 Kiko Kostadinov. Не надо напрямую заимствовать, это – повод поразмышлять. Это возможность печати на рабочей одежде коротких, но очень важных инструкций либо для сопровождающего, либо для спасателя при экстремальном развитии событий или это дополнительное напоминание для пользователя.
На фото: модели AW25 Menswear Kiko Kostadinov обыгрывают куртку-косуху и асимметричные застёжки. Оригинально выглядят секции комбинирования цветов.
На фото: модели AW25 Menswear – оригинальный покрой. Могут ли так выглядеть рабочие на современном преуспевающем предприятии?
Два костюма (в центре и справа) отделаны фигурной строчкой, которая выполняет декоративную функцию и уплотняет секцию: на этом же строится и стёжка. Подобный приём давным-давно использовался на карманах джинсов… и прижился! Кроме того, центральная застёжка дублирована. Это и молния, и пуговицы. Игра, декоративность, но и практическая ценность. Если под куртку надеть объёмный свитер, куртку можно сделать шире, перейдя на молнию.
На фото: костюм из коллекции 2025 года. Куртка с непривычной переработкой двубортного запаха. Глубокие карманы, один поверх другого, с выразительным выделением входов в карманы контрастным цветом. В поясе – дополнительные регулировки с выразительными молниями. Ткань с фактурой, похожей на рипстоп, но с переменной частотой. Объёмные карманы, которые можно собрать, застегнув на ряд кнопок.
На фото: из этой же коллекции. И снова – двубортная куртка, оригинальный воротник-шалька – мягкая эластично драпируемая ткань «в ёлочку». «Ночной портье»? Налицо создание инновационной и нестандартной одежды, часто с акцентом на художественное выражение и эксперименты с формой и материалами.
На фото: модели новой коллекции SS26 Menswear Kiko Kostadinov разыграны в сочетании отделок. Слева – костюм спортивного силуэта богато отделан строчкой зигзагом; в центре и справа – применены авангардные ткани с узнаваемым ритмичным рисунком. Линии на ткани «тактильные»: буклированные, изменяющейся плотности.
Эти работы объединяют ремесло и искусство, в них прослеживается экспериментальность и новизна. Одежда дизайнера узнаваема, но не вписывается в определённые архетипы или стили. Может нравиться или не нравиться, однако, на наш взгляд, вызывает позитивные эмоции.
Особую привлекательность имеют реализованные идеи в обувных коллекциях
Костадинов активно работает не только с одеждой, но и с обувью.
На фото: в проекте с ASICS дизайнер Кико Костадинов знает, как сделать свои кроссовки максимально привлекательными. Туфли Harkman.
Ботинки Jetra поддержаны в стилистике модели Harkman. Шнуровка прикрыта ремнями на липучке, застёгивающимися на обе стороны. Внимание уделено каждому элементу: именно поэтому они выглядят притягательно, просятся в носку.
На фото: коллаборация с ASICS, обувь в форм-факторе полусапог, «скрещённая» с традиционной японской обувью таби с отдельным «домиком» под большой палец (подробно: Спецодежда восходящего солнца).
На фото: капсульная коллекция кроссовок Кико Костадинов x ASICS UB10-S GEL-KAYANO 20. Богатство фактур, своеобразная цветовая гамма.
На фото: сабо для бренда NOVALIS, 2025. Выполнены по новой технологии Gel Styrax. В межподошве амортизирующий материал FF BLAST™ PLUS и стабилизирующая вставка в области пятки TRUSSTIC™ обеспечивают комфорт и устойчивость.
Что важно?
Разумеется, важен результат, коммерческий успех.
Он не может не прийти, когда человек обладает уникальными знаниями, навыками, генерирует массу нового, имеет цель в жизни, обладает особой харизмой.
Одежда является важным средством самовыражения для многих людей. Дизайнеры одежды создают стили и образы, которые позволяют людям выражать свою индивидуальность и настроение, а значит, делают жизнь лучше.
Новым людям, приходящим в сферу обеспечения СИЗ, нацеленным на разработку новых моделей спецодежды и обуви, заметим: дизайнеры должны быть уверенными в себе и в своих способностях, открыто заявлять о себе, критически анализируя выполненное ранее, смело и аргументированно предъявлять публике всё новые творения.

















