Почти месяц назад в России стала обязательной маркировка лекарств, сигарет и обуви, включая специальную. Почему несмотря на пандемию коронавируса и ее последствия государство не стало откладывать проект, и какие выгоды он сулит бизнесу разбиралось издание «БИЗНЕС Online».
Вопреки предложениям отраслевых профессиональных ассоциаций, 1 июля 2020 года правительство запретило оборот немаркированной лекарственной продукции, сигарет и обуви. По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, «перенос сроков введения маркировки несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков и защиты потребителей от незаконной продукции». Чиновник также отметил, что отложив маркировку, власти по сути обесценят «инвестиции добросовестных участников оборота в своевременную подготовку к введению таких требований и настройку собственных учетных систем, технических и бизнес-процессов».
Поэтому маркировка стартовала в намеченные сроки. По мнению экспертов, то же произойдет с остальными отраслями. В итоге до 2024 года в России будут маркировать все товары. При этом рассуждения о том, заработает ли система, готова ли отрасль, не станут аргументами для регулятора. В реальности, какой срок ни назначай, кто-то из участников рынка будет готов, а кто-то вынужден догонять уходящий поезд, отмечает издание.
Концепция системы маркировки, утвержденная распоряжением правительства №2592-р, называет ее ключевыми целями обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей. Получается, маркировка нужна не только для борьбы с незаконным оборотом товаров, но и для развития бизнеса. Однако как участникам рынка воспользоваться Big Data, если доступ к данным из системы до сих пор закрыт? Практики признают, что система стартует исключительно как фискальный сервис, а ценность маркировки для бизнеса предстоит создавать сторонним IT-разработчикам и экспертам Track & Trace*
*системы прослеживания товаров, управления жизненными циклами продуктов и бизнес-процессами