Прошлая неделя запомнилась одним не очень ярким на первый взгляд, но очень показательным событием. Московский «Авангард», номер семь нашего рейтинга крупнейших компаний на российском рынке СИЗ, объявил о начале сотрудничества с интернет-магазином модной одежды Wildberries. Для меня тут было сразу два открытия. Первое, что Wildberries – это онлайн-магазин. Я воспринимал его исключительно как сеть доставки, чем немало насмешил коллег женского пола. Второе и самое важное, что крупный российский производитель спецодежды рвется в интернет-розницу. Компания явно ставит на электронную торговлю, объемы которой каждый год растут на десятки процентов.
В марте Гетсиз.ру писал о том, как интернет-гигант Amazon развивает торговлю промышленными товарами, в том числе СИЗ. Площадка, общий объем продаж которой в I квартале этого года вырос на 43% до $51 млрд, активно продает СИЗ от 3M, GVS, Honeywell, Moldex, Kimberly-Clark и т.д. Продает, потому что покупают. Люди действительно начали приобретать через интернет нетрадиционные промтовары, причем не только в розницу, но и оптом – для предприятий.
Так почему в онлайн? Что изменило распределение потоков СИЗ? Ответ, в общем-то очевиден. Торговля все больше смещается в интернет (приведенные выше цифры по Амазону наглядное свидетельство тому), и СИЗ здесь не исключение. Вторая причина связана со сменой поколений. Молодежь, выросшая в эпоху интернета, предпочитает онлайн-покупки. Глобальная сеть позволяет выбрать нужный продукт, посмотреть обзоры и сравнивать до 20 аналогичных СИЗ, Amazon дает эту возможность. Если так можно выбрать удочку, что мешает аналогичным образом подыскать, скажем, защиту для сварщика, или ста сварщиков?
На фоне происходящего «Авангард» действительно в авангарде и, похоже, остальным отечественным производителям спецодежды тоже надо быть активней в сети. Иначе есть риск отстать от более клиентоориентированных компаний, хорошо просчитывающих будущее.
В помощь рынку в этом вопросе предлагаем список крупнейших российских интернет-магазинов 2017 года по версии Data Insight. Сначала мы хотели проанализировать все сто компаний, включенных в рейтинг, и выбрать оттуда магазины одежды – как потенциальные площадки для реализации спецодежды, но, просматривая еще первую десятку, поняли, что это не сработает. Оказалось, что уже в топ-10 есть два неодежных ресурса, в ассортименте которых присутствует рабочая форма. Это магазин электроники и техники dns-shop.ru / technopoint.ru (номер три рейтинга) и универсальный ozon.ru (номер семь рейтинга). И если у первого номенклатура товаров очень скромна и ограничивается несколькими моделями жилетов, но второй предлагает – не побоюсь этого слова – огромный выбор медицинской одежды и – неожиданно – сварочных щитков. Напрашивается вывод: если уж идти в интернет за новыми клиентами, то не стоит пренебрегать никакими крупными онлайн-магазинами. Пусть на первый взгляд они не имеют прямого отношения к спецодежде, на второй – почему бы и нет? Если «Авангард» сумел договориться с Вайлдберис, что мешает попытаться сделать то же самое с Ламодой или Бонприксом? Универсальный Ситилинк вполне может последовать примеру Озона, как и Юлмарт, в ассортименте которого уже есть повседневная одежда.
Для тех, кто задумался над этой идеей приводим топ-10 крупнейших интернет-магазинов России.