Вопрос: Организатор торгов по спецодежде, спецобуви и СИЗ привлек к оценке заявок участников на соответствие требованиям конкурсной документации независимых экспертов саморегулируемой организации. Эксперты оценили заявки участников и дали заключение, что ряд участников не смогут справится с поставкой продукции или продукция не соответствует требованиям конкурсной документации. Организатор торгов отклонил предложения некоторых участников на основании заключения независимых экспертов. Является ли данный пример законным с точки зрения ФАС?
Ответ:
Как видно из вопроса, в нем указаны два самостоятельных основания для отклонения заявки участника:
- первый, комиссия приняла решение, основываясь на мнении эксперта о несоответствии продукции требованиям документации,
- второй: участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям.
И в том и другом случае данные решения могут быть оспорены в судебном порядке, при несогласии с ними. При этом следует помнить, что комиссия вправе привлекать экспертов для оценки заявок, однако основания для отклонения должны быть четко сформулированы в соответствии с Положением Заказчика «О закупке» и требованиями документации.
Важно так же понимать, что в соответствии с позицией Верховного суда РФ, подобные действия заказчика подлежат обжалованию в судебном порядке, поскольку принятие решений по данным вопросам выходят за рамки полномочий ФАС России в рамках ФЗ № 22-ФЗ «О закупках…».
Вопрос: В соответствии с 223-ФЗ в торгах имеет право принимать участие только компания МСБ (малый и средний бизнес). Крупная компания-поставщик выставляет своего аффилированного участника. Доказать принадлежность его к крупной компании легко. Кто должен это доказывать, если организатор торгов не видит связи (хотя и знает)? Как такие споры решает ФАС? И решает ли вообще?
Ответ:
В данном конкретном случае главным критерием, определяющим возможность участия или неучастия данной компании в закупке, является ее принадлежность к субъектам МСП (малого и среднего предпринимательства – прим. ред.).
Тот факт, что участник аффилирован более крупной компанией само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства и лишь на этом основании у ФАС не будет оснований для применения мер к заказчику.
Вопрос: В соответствии с 223-ФЗ п. 8, 488-ФЗ Глава 2. Статья 18 устанавливается приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам иностранного происхождения при организации закупок. Имеется ли у ФАС опыт рассмотрения претензий российских производителей относительно процедуры закупок компаниями с государственным участием, в которых приоритет отдается импорту? Каким образом осуществляется контроль закупок предприятий с государственным участием относительно выявления приоритета иностранной продукции по отношению к отечественной?
Ответ:
Данный вопрос адресован ФАС России. Поскольку я не являюсь представителем ФАС, могу лишь сделать небольшой комментарий.
Приоритет товаров Российского производства в рамках закупочных процедур, организуемых в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках…», устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 года № 925.
Действующие нормативно-правовые акты РФ в области закупок, не дают право заказчику устанавливать приоритет товаров иностранного производства.
В случае неисполнения заказчиком данного требования, а тем более при установлении приоритета товарам иностранного производства, права и законные интересы участников, предлагающих товары Российских производителей будут нарушены, что дает право для обращения с соответствующей жалобой в ФАС России, на бездействие заказчика. Результатом рассмотрения, вполне может явится Решение и Предписание, обязывающее заказчика, внести изменения в закупочную документацию, и установить данный приоритет в отношении Российских товаров и исключить приоритет иностранных товаров.